Музей Высоцкого в Кошалине

 

 

 

По указанному телефону в туристической информации я не дозвонилась, хотя звонила и утром, и вечером в течение 3-х дней. По информации музей работал с 12 до 18, с понедельника по пятницу.

В один из дней я отправилась днем в надежде, что рабочее время и попаду я без звонка.

Вот и улица Андерса и указатель «Музей Высоцкого», дом № 1, за ним – следующий № 15, камень-памятник родителю эсперанто Людвигу Заменхоффу от жителей города – и парк. Где же дом № 11??? Телефон опять не отвечал. Ну не судьба так не судьба.

Я уже отчаялась туда попасть, когда помог случай.

К нам в гости зашел знакомый моей приятельницы, местный житель, большой любитель Окуджавы. Булат Шалвович, как и Владимир Семенович, были очень популярны в Польше, пожалуй, самые популярные исполнители. Я как-то высказала мнение, что это потому, что они других не знали, не менее интересных…

Тем не менее это так и песня Окуджавы про виноградную косточку,или, например, "Пока земля ещё вертится", очень популярны, у второй есть польский вариант, называется она «Молитва». Про «Ваше благородие» здесь тоже знают.

Вот этот пан и подсказал мне, что вход в музей и вообще в этот дом со двора, а не с фасада, где я пыталась разыскать дом № 11 между домами №№ 1-15. Рассказал, что музей – в частной квартире пани Марлены Зимной, существует уже давно. Времени у меня уже не было, оставался только день, но запланированы другие дела и поездки, но хоть буду знать, где это.

В последний день своего пребывания в Кошалине после ужина, часов где-то в половине седьмого, стала паковать сумку, а потом оставила это неблагодарное дело и решила прогуляться в центр. Заодно посмотреть, где этот музей по наводке того пана. Заодно попробовать, если вдруг найду, в дверь позвонить – а вдруг меня впустят? Объяснюсь как-нибудь. Если это не там, спрошу, где теперь музей – в любом случае использую все попытки.

Дойдя до улицы Андерса, я опять посмотрела на указатель – «Музей Высоцкого» - и пошла мимо дома № 1, сразу за которым был дом № 15. Вот это меня прошлый раз с толку и сбило… Пройдя весь дом № 15, я свернула влево вдоль дома во двор и пошла по увитому яркой зеленью вперемешку со всеми июльскими цветами двору.

Вот в чем была моя роковая ошибка…

Это – центр Кошалина, Старувка. Дома, особенно старые – каменицы – стоят не то что вплотную друг к другу, а просто один плавно переходит в другой. Дом был перестроен из старых камениц и выглядел одним сплошным строением. Нумерация домов – скорее нумерация подъездов. Вот подъезд – и над ним стоит адрес Андерса, 13, а вот и следующий подъезд – на нем стоит Андерса, 11. Нумерация с внутренней стороны дома, со двора, а не с улицы, чтобы не портить интерьер. Логично для тех, кто об этом знает, конечно.

На подъезде - звонки с номерами квартир и фамилиями жильцов. Вот и под номером «1А» стоит «M.Zimna», к которой я там безуспешно пыталась дозвониться. Наверное, никого нет, время уже после семи вечера, но позвоню и спрошу… Нажала. Дверь открылась. Я без всяких определенных мыслей зашла в подъезд и поднялась к квартире. Открылась дверь квартиры № 1А . Передо мной стояла пани Марлена.

Добрый день, это ведь Музей Высоцкого? Я пыталась несколько дней дозвониться, но телефон не отвечал.

- Да, но мы работаем до 18…. У нас несколько дней проблемы с городским телефоном.

- Я звонила и три дня назад, и вчера, и сегодня….

- Приходите завтра с 12-ти.

- Я завтра уже уезжаю. Можно, я буквально на 3 минуты?

-Во сколько Вы уезжаете?

-В 5 утра…

….

- Проходите. Только у меня сейчас интервью с Чикагской газетой.

Пани Марлена впустила меня в квартиру и подошла к оставленному телефону. Пока она говорила по-английски, чтобы перезвонили минут через 15, я огляделась.

Бог мой! Это был настоящий музей. Сказать, что я была шокирована, сказать мало. Честно говоря, я сама не знаю, чего ожидала, скорее, мне было интересно, что я увижу. Но не ожидала увидеть того, что увидела.

На всех стенах – фотографии, плакаты, экспонаты. На столе не то что пачкой стоят книги, они лежат в несколько рядов высокими стопами. Стеллажи CD. Пластинки. За стеклянным витражом экспозиции старые вещи… Гитара. Практически нет места, только посереди комнаты можно пройти в другую. Стопки каталогов..16 000 экспонатов, все оригиналы.

- Скажите, эти фотографии – оригиналы?

- Да.

Пани Марлена Зимна, родилась в Кошалине. Когда ей было 15 лет, в руки попалась книга стихов В.Высоцкого, принесенная её мамой, пани Ингрид Зимной, по национальности немкой. Была потрясена его стихами… И считает его прежде всего выдающимся поэтом.

C тех пор целью всей своей жизни она сделала изучение творчества Высоцкого и создание его музея в Польше.

Пани Марлена выучила русский язык – как раз в те годы, когда его принципиально здесь его мало хотел учить, - а дальше её путь привел в МГУ им. М.В. Ломоносова. Доктор филологических наук, член Союза Литераторов Польши, переводчица русской литературы, автор шести книжек о жизни и творчестве Высоцкого, в том числе изданной в 2004 году в России на русском языке «Высоцкий – две или три вещи, которые о нем знаю», и рецензированной во многих странах и в разных журналах, таких как, например, «Фигаро» или «Либерасьон», книги «Кто убил Высоцкого?»

В 1994 году вместе с мамой Ингрид Зимной открыла в Кошалине частный музей Высоцкого в собственной 3-х комнатной квартире. Частный, чтобы не быть зависимым от всевозможных факторов.

Организует кинофестивали, научные конференции, концерты, песенные и актерские смотры, выставки, посвященные Высоцкому.

В 2-х комнатах - экспонаты, причем их так много, что экспозицию она даже меняет. В даты его рождения и смерти проводит мероприятия - концерты выдающихся исполнителей и конкурсы для любителей, исполняющих песни Высоцкого, научные конференции.

С 2003 года в Кошалине проходят международные кинофестивали, посвященные певцу. Фильмы почти со всего мира - из Швеции, Германии, Австрии, Болгарии, Черногории, Франции, Эстонии, Мексики. Из России, конечно же.

Этот музей еще и "выезжает на гастроли" - постоянно в Лодзи на фестивале "Четырех Культур", например, в Кракове или во Вроцлаве.

В 2008 году во время Всепольской Ночи Музеев был в Варшаве. В этом году мероприятия уже прошли, следующая встреча в Кошалине с Высоцким – в январе 2011 года. В этом году в январе проходил Международный фестиваль документальных фильмов о Высоцком "Страсти по Святому Владимиру".

Вот сайт музея. Здесь можно посмотреть и об экспонатах, и о проводимых мероприятиях.

http://www.wysotsky.com/Koszalin/

Русскоязычная версия тоже есть.

Здесь есть координаты музея в разделе Lokalizacja, если хотите позвонить, то лучше сделать это по мобильному телефону
+48 695 128 751

Адрес – Кошалин, ул. Андерса, 11/1А (ul. Andersa, 11/1А)

Если Вы зашли на сайт, то могли увидеть, как выглядит этот музей, хотя бы одна его малая часть… Справа от меня на полу стояли еще не распечатанные пачки DHL и с обычной почты. Письма… Пишут не только ученые-профессора, исследователи творчества, пишут разные люди. Есть даже письмо из тюрьмы соседнего воеводства, где заключенные хотели организовать Клуб любителей Высоцкого.

Пани Марлена ведет огромную работу, в том числе и исследовательскую. Дело её жизни – не столько популяризация творчества В.В, как я уже писала, он был популярен в Польше, сколько постоянно открытие нового, показ правды о нем, показать правду, кроющуюся в его творчестве.

Не так давно во Франции была обнаружена запись интервью Высоцкого для радио. Он отвечал на французском языке… Вот еще один штрих к его портрету, обычно писали, что Марина Влади знала русский язык, и этого было достаточно.

Материалы и экспонаты, касающиеся жизни и творчества В.С. Высоцкого, присылают со всего мира. Не так давно с Экваториальной Гвинеи прислали марку, посвященную В,В., из серии «Выдающиеся певцы». С островов Кука, далекой Полинезии, прислали каталог кинопоказа, в котором демонстрировался фильм с участием В.В. «Короткие встречи». Информация о показе этого фильма была прислана и из Окленда.
По статистике – это самый часто показываемый в мире фильм с участием Владимира Высоцкого признан образцом психологического кино.

Мне на ум сразу пришло «Место встречи…», но это телефильм. Киноверсии у него нет, насколько я знаю. К тому же ИМХО фильм больше близок российской ментальности, жителям островов Кука вряд понять, почему «Облигация» пишется через «О», а не через «А».

А психология человека географо-национальных границ не имеет или имеет, но очень тонкие…

В Польше показывают и фильм «Вертикаль», часто на кинофестивалях, посвященных альпинизму.

Самый старый экспонат музея – листок 1861 года, написанный рукой прапрабабушки Владимира Высоцкого.

- Пани Марлена, я знаю, что пана Даниэля Ольбрыхского и Владимира Высоцкого связывала давняя дружба, пан Даниэль написал емкую и интересную книжку своих воспоминаний. А что еще его связывало с Польшей?

- Многое. Начиная с того, что дедушка и бабушка В.В. со стороны отца были евреями, корнями происходившими из Польши. Бабушка – урожденная Бронштейн, как и многие её времени и ситуации, вихрями судьбы имевшая на протяжении жизни шесть имен – Двойра, Дебора, Дора Авсеевна, Дарья Евсеевна, Ираида Алексеевна, Ирина Алексеевна. Чтобы спасти свою жизнь, чтобы укрыться от погромов, чтобы спасти детей, чтобы выжить в оккупации, чтобы избежать гетто, чтобы просто выжить. Под именем Ирины Алексеевны она похоронена на кладбище в Киеве. Ирина Алексеевна, страстная киевская театралка, единственная поддерживала стремление Владимира Семеновича стать актером.

В семейном клане с той стороны было много интересных людей. Чтобы много не писать, упомяну лишь основателя киевского завода "Химэфир" на Куренёвке, изобретателя состава для ледериновой бумаги и многого другого Л.С.Высоцкого.

Вот эта сумочка, - пани Марлена показала на лежащий в пластиковом шкафу ридикюль (далекое слово из моего советского детства, мы дам во дворе изображали с ридикюлем, не зная толком, что это такое) – принадлежала бабушке Высоцкого. У нас есть и другие экспонаты – вещи из семьи киевской бабушки В.С.

Дед Высоцкого был родом из Бреста, той части Польши, по третьему разделу доставшейся Российской Империи. Учился в Люблинском коммерческом училище, здание которого сохранилось и до сих пор.

Когда в 1973 году В.В. первый раз поехал с Мариной Влади на авто во Францию, его путь однозначно лежал через Польшу. Он был знаком с этой страной. Высоцкий был первым, кто в своих стихах рассказал о Варшавском восстании и об опоздавшей Красной Армии. На закате своей так резко оборвавшейся жизни им был написан сценарий фильма «Венские каникулы», о лагере военнопленных в Австрии, где четыре офицера – поляк, русский, француз и грузин, - совершают побег. Роли были распределены сами Высоцким. Поляка дожжен был играть пан Даниэль, русского – В.В., француза – Жерар Депардье, который был знаком с В.В. лично, а грузина – Вахтанг Кикабидзе.

Уже после смерти В.В. Жерару Депардье дали ознакомиться со сценарием, прочитав его, он сказал, что написано так сильно, играть он будет и не возьмет за это никакого гонорара.

Но фильм так и не состоялся.

В январе 1998 года проходила Международная Конференция «Владимир Высоцкий и Польша», организованная пани Марленой. В ней приняли участие исследователи творчества Высоцкого из России, из Польши, с Украины, Венгрии, США, Израиля, Канады.
Творчеством Высоцкого заинтересовался Станислав Лем, когда был с визитом в Москве. Для знаменитого фантаста был организован специальный концерт. Об этом можно прочитать у бывшей жены В.С. Людмилы Абрамовой.

- Пани Марлена, а где еще в мире есть музеи, посвященные Высоцкому?

- В России – в Самаре 2 музея, в Тольятти, в Краснодаре, в Сочи, в Сибири местечке Выезжий Лог,  где снимался фильм «Хозяин тайги», хотят создать музей.

Музей В.Высоцкого есть в Риге.

В Миннеаполисе штат Миннесота в США – частный музей В.В. Высоцкого

 

(Создатель – Марк Цыбульский, бывший москвич, в 2007-2008 входил в список лучших психиатров Америки. Ведет огромную исследовательскую работу по жизни и творчеству В.С.Высоцкого. Зачиталась его сайтом…

…Есть в Кабардино-Балкарии необычный музей, альпинистско-охотничий. Он носит имя Владимира Высоцкого. В числе экспонатов – карабин "Зауэр", с которым Высоцкий ходил на охоту во время съёмок "Вертикали" (цитата из статьи М.Цыбульского)

Да и сам он мне показался довольно интересным человеком.

В Болгарии – в г. Варна – клуб Высоцкого. В г. Вършец (не уверена за правильность написания) – памятник Высоцкому.

В Рунете я нашла ссылку на странице «Щецин и окрестности». Кошалин был обозначен как «окрестность» Щецина (2 часа на поезде, ничего себе окрестность). Зато музей Высоцкого там был указан почти как единственная достопримечательность!

- Вот посмотрите, - пани Марлена подняла гитару, - это гитара, на которой играл В.В. на концерте в Касабланке. Она хранилась у марокканского журналиста Хасана эль-Саеда, которому Владимир Семенович её подарил с автографом-парафразой из «Песенки про жирафа» прямо на гитаре:


В желтой жаркой Африке,
Забыв мороз московский,
Как-то вдруг вне графика
Выступил Высоцкий.

Африка, Касабланка, 1976, апрель.
Хасану от Володи
Подпись

Мы знали, что эта гитара существовала, и долго её искали. Когда нашли, попросили на выставку, проходящую тогда в Варшаве, Хасан эль-Саед долго не давал определенного ответа. Затем согласился, отправив гитару со всеми предосторожностями и таможенными правилами. Приехать за ней пожелал сам. Приехал, пообщался с нами, гитару оставил, а через некоторое время прислал официальный документ, что завещает её нашему музею. Совсем недавно марокканский журналист Хасан эль-Саед ушел из жизни.

Полтора часа прошли как пять минут… Пора и честь знать.

- Подождите минуточку! – пани Марлена скрылась в другой комнате и через секунду вернулась с огромной двухкилограммовой коробкой фирменного торуньского печенья и пачкой Дилмаха с ароматом вишни и миндаля. – Мы со всеми гостями пьем чай, так получилось сегодня со временем не совсем удачно, это Вам и для Ваших друзей из России, которые любят и помнят Владимира Семеновича Высоцкого.

Прошу прощения у пани Марлены Зимной, если что-то написала не совсем точно.

А также у всех, кто обнаружит неточности в моем рассказе – я писала в основном по памяти, кроме стихотворения на гитаре.

Ирина Погоржельская

 

При любом использовании материалов просьба давать ссылку на сайт.
Сергей и Марина Харины (VAGANT)
© 2007-2017

Яндекс цитирования