или так: "на
ИзбЕ по ЕвропЕ":-)
на самом деле 600 км и Финляндию, как страну, из этого
послужного списка можно выкинуть, голимый транзит.
То, что будет написано ниже, трудновато назвать отчётом. Отпуск
вообще, и путешествие в частности – мероприятие, само по себе,
положительное. А когда всё хорошо прошло, писать о нём легко и
приятно. Данный тур, пожалуй, для нас самый неудачный. По
сравнению с предыдущими, конечно, а не вообще. Мелких накладок и
неприятностей было так много, что вернулись мы не совсем
отдохнувшими, скажем так. Поэтому свой отчёт, пожалуй, я разобью
на две части. Сначала опишу, что нам портило настроение. А потом
– светлые моменты. Если вспомню. Причём не буду придерживаться
строгой хронологической последовательности, а напишу как
получится.
Собственно, схема будущего отчёта смутно складывается в голове
ещё до начала отпуска. Это и не удивительно, ведь подготовка
начинается почти сразу по возвращению из предыдущего отпуска. Но
в этот раз всё было несколько иначе. Было желание. Был в наличии
кемпер «Быстрая Изба». Был экипаж. Но было очень много часто
меняющихся вводных, из-за которых нельзя было утверждать
какой-либо план. В итоге решили так и ехать: взять запас по дням
(3 недели), определить тип тура («галопам по Европам»), основные
точки маршрута, обязательные для посещения, набрать побольше
информации об окрестностях вокруг этих точек, и корректировать
маршрут по ходу дела. Основным сдерживающим фактором являлся
самый молодой член экипажа, Софья Яковлевна, которой на момент
старта только исполнилось 6 месяцев.
Свято веря в наличие «гена путешествий» (он же «шило в @@@@»), и
в то, что он передаётся по наследству, столь малый возраст нас
не смущал. Да и в прежних путешествиях мы видели, что европейцы
таскают с собой детишек чуть ли не с грудного возраста.
Тренировочный заезд до Стокгольма и обратно не выявил отторжения
у Соньки к тряске, границе и автокреслу.
Так что, заполнив большую часть шкафчиков Избушки детскими
вещами, памперсами и игрушками, мы выдвинулись по знакомой
тропинке до Хельсинки.
Шёл дождь.Только перед отпуском езда в дождь может быть
приятной, потому что свято веришь: ТАМ – погода лучше. Святая
наивность...Именно погода была основным негативным фактором в
нашем путешествии. И не просто было «не тепло», или часто шли
дожди. Европу просто сотрясали катаклизмы. Нам даже позвонили
родители и поинтересовались, как мы там? Заинтригованные таким
вниманием стали расспрашивать и узнали, что даже по
отечественному телевидению часто говорят о бурях и грозовых
ливнях в Германии. И мы их частенько наблюдали. Причём во всех
странах, которые посещали. Честно скажу: я в жизни не видел
таких молний и не слышал столь продолжительных раскатов грома.
Справедливости ради надо сказать, что ничего опасного для жизни
нам не досталось, хотя на некоторых ресурсах, да и по телеку,
подобные явления (продолжающиеся и сейчас) называли «репетицией
конца света». И ведь ладно, если бы оно длилось всё время! Нет,
все процессы были очень скоротечны. Светит солнышко, вполне
тепло. Разложили стол, стульчики, накрыли ужин. В следующую
секунду подул ветерок, небо моментально заволокло. Не успели
доесть огурково-помидорный салат –небо прорвало. 30/40 минут
светопредставления – и снова выглядывает солнышко. Однако, нам
назло, это выглядело следующим образом: приезжаем в кемпинг, в
очень приятном и живописном месте. Нам нравится, и мы хотим
задержаться на пару денёчков, чтобы погулять. Погода хорошая.
Утром вылезаем и видим, что небо просто свинцовое, и никаких
перспектив. Попытка выбраться на берег закончилась поражением –
слишком сильный ветер. Решаем сворачиваться и ехать дальше по
маршруту. Небольшие и симпатичные городочки проскакиваем ходом,
под дождём гулять неохота. Но стоит выйти на автобан, уже через
час вдруг осознаём, что погода то разгулялась. Потом становится
просто откровенно жарко, и даже душновато. С трудом добираемся
до места ночёвки, расставляем мебель, готовим ужин, и…судорожно
затаскиваем всё обратно, уже мокрое. И так почти всё время.
Конечно самым основным фактором, определяющим темпы передвижения
по маршруту, была Софья Яковлевна. Будучи натурой очень
общительной, она не считала приемлемым длительное сидение в
автокресле, да ещё и вдали от родителей. Очень быстро уставала и
начинала капризничать. Приходилось часто останавливаться.
Надежда на то, что она будет спать днём, не оправдалась. Софья
категорически бодрствовала. И всячески протестовала. В частности
– переводила памперсы пачками. Поэтому сначала мы передвигались
очень короткими перебежками, потом пробовали перемещаться
вечером, когда Сонька заснёт. А потом просто приготовились
платить штраф за не пристёгнутые ремни, разобрали задний диван,
и капризный ребёнок ползал и кувыркался там, и крутился, как
стрелка компаса во власти магнитной аномалии. Под присмотром
мамы.
Следующей напастью были дороги. Да-да, хвалёные немецкие дороги.
Я никогда не видел такого количества ремонтных работ, будь то
просёлочные тропки или широченные автобаны. И если первые
кое-как можно было объехать, то на магистралях сужение
одной-двух полос приводило к многокилометровым пробкам. Это
очень сильно сбивало наш график. Рекорд мы поставили на шоссе
между Лейпцигом и Магдебургом. Сначала минут 30 мы выруливали с
заправки на стоящий автобан, потом 2 часа на первой передаче
проезжали 9 км до места, где всех сворачивали на второстепенную
дорогу. И ещё 1,5 часа преодолевали 25 км.
Следующей бочкой дёгтя в нашей ложке мёда был навигатор. То есть
сам по себе прибор очень ценный и полезный, экономил кучу
времени и нервов. Но потом брал проценты. В частности, у
iGо 2006 года оказалась база данных о кемпингах из
какой-то параллельной вселенной. Он нас или приводил к
несуществующим кемпингам (адрес есть – кемпинга по этому адресу
нет), или предлагал прокатиться километров 40 в сторону, «до
ближайшего»…Конечно тут мне аукнулась плохая подготовка. Я так и
не успел забрать у Tsn предлагаемый каталог кемпингов, не успел
купить CD 2006 года с расширенной базой, где есть и описания и
координаты для навигации. Половина интернет-страниц с полезной
информацией, которые я сохранял на ноутбук, отказались
открываться в автономном режиме. Из-за этого, в частности,
Романтическая дорога Германии у нас получилась очень куцей.
Всё вышеперечисленное само по себе не может сильно испортить
настроение, но вкупе…а у нас именно так и получалось. Утром
погода портится, мы собираемся и выезжаем. Через час у Софьи
кончается терпение, начинаем делать частые остановки. Потом она
ненадолго засыпает, и тут мы встаём в гигантскую пробку, или
начинаем делать крюк вокруг ремонтируемого участка. Приезжаем к
месту и начинаем искать кемпинг, а его и вовсе нет, или
ближайший в десятке километров…в общем к моменту, когда мы
встаём на ночлег, время уже позднее, и настроение «ниже
плинтуса». Возникает желание вернуться, поменять билет и остаток
отпуска просидеть в Финляндии, на каком-нибудь озере. Но утром
нас будет солнышко, к дверям кемпера подходят утки и нагло
требуют хлеба,
природа вокруг предоставляет зрелища…а может продолжим путь? Ну,
давай..а к обеду всё начинается заново.
А ещё нас добивали продовольственные магазины. Они упорно
убирались с пути нашего следования, и появлялись только по
выходным, или после 18-ти часов. Естественно, будучи уже в
закрытом состоянии. В некоторых, которые не успевали спрятаться,
не принимали кредитку Мастер-карт.
Впрочем, не будь отрицательных моментов, восторга и слюней всё
равно не было бы. Потому что Европой нас не особо то и удивишь.
Да, красиво и мило. Но не ново. Нет того культурного шока, когда
попадаешь в первый раз, например, в Тайланд, или даже Прагу.
Ну вот, в жилетку поплакался, теперь поговорим о хорошем. Для
некоторых приятное времяпрепровождение в безделии. Для нас –
драйв. Поэтому мы и не стали зацикливаться на какой-нибудь одной
конкретной стране, а достали карту мира…потом сузили до размеров
Европы, потыркали пальцем по карте и ручкой соединили
получившиеся дырки. Так возник маршрут давно планируемого
автонабега на Европу.
Не потому, что в Германии,Бельгии или Нидерландах больше недели
делать нечего, просто сам факт возможности посещения сразу
большого количества государств бодрит воображение человека,
живущего в такой огромной стране, как наша.
Короче - поплыли.
Именно поплыли, благодаря финансовой поддержке горячо любимого
дяди моей супруги, мы не тряслись лишние 1600 км по Дании и
Швеции, а, пробездельничав целые сутки на борту шикарного
парома, сошли сразу на землю пива и сосисок.
Земля нас встретила лёгким ветерком и +17 градусами. Минуя
Любек, мы порулили к ближайшему кемпингу (как выяснилось на
обратном пути, ближайший кемпинг был в самом Травемюнде, а нас
повели аж за 13 км). С лёгким трепетом впервые я вошел в
помещение рецепции, и произнёс тщательно репетируемые последние
три недели слова на ломанном английском, смысл которых был в
том, что «мы хотим переночевать тут». Человек за стойкой сказал,
что он лучше поймёт меня по-русски, так как сам из Сербии.
Начало было хорошее…
Так состоялось наше первое знакомство с кемперизмом. Должен
сказать, что эта новая для нас страничка в способах путешествий
нам очень понравилась. И была, пожалуй, самым приятным и свежим
впечатлением от всего путешествия. Разглядывая фотографии в
просторах инета, я немного не понимал, что может быть приятного
в проживании на большой автостоянке. Но всё оказалось
интересней. В самых простых кемпингах под стоянку использовалась
просто открытая поляна, с некоторым количеством деревьев (но
обязательно компенсировалось или озером или пейзажами).
В большинстве же лагерях зелень играет роль живой изгороди, и
вокруг твоего персонального «паркплатца» растут кустики, и
соседей то не особо и видно. Бытовые же условия на очень
приличном уровне ( а в 4* просто суперские). Чистые уборные,
душ, краны с горячей и холодной водой,электричество, комната для
мытья посуды, питьевая вода, баки для мусора и слив грязной
воды, стиральные машины, посудомойки, сушилки…Почти везде есть
киоск или полноценный магазин, шаверма или ресторанчик. В
некоторых есть интернет. Прокат велосипедов и прочего инвентаря.
На рецепции можно заказать на следующее утро свежую выпечку. И
всё это за 15/22 евро в сутки (на двоих)! Забегая вперёд, скажу,
что мы ещё до отъезда решили, что можем спокойно позволить себе
провести несколько ночей в любом отеле по пути, если устанем от
тесноты или «ущербности» мобильного дома», но такое желание ни
разу не возникло. Избушка и кемпинги обеспечивали нас вполне
комфортными условиями путешествия. И Соню.
Но самое приятное в кемпингах – это атмосфера. Все друг с другом
здороваются, улыбаются, кивают. Идёшь, бывало, даже ночью, в
туалет, а из темноты: «гутен нахт!». Оно и понятно, ведь
караванинг, пожалуй, самый большой европейский клуб по
интересам. В самых дальних и глухих уголках на постое стояли не
только жители данной страны. Самым интернациональным был лагерь
в Брюгге (Бельгия). Были немцы, бельгийцы, французы, ишпанцы,
итальянцы, чехи, и даже поляки на самодельном кемпере. И везде
только мы – с русскими номерами. Мелочь, а приятно. Первая
половина маршрута была полупустая. То есть нам надо было попасть
в Бельгию, мы решили сделать крюк через Нидерланды. Первый час
езды по автобану, и нам уже не нравится такой ритм. Вся страна
где-то там, сбоку. Остановились, взяли путеводитель от
издательства Пилигрим, и стали рассматривать фотки да картинки.
Понравилось описание маленького города, на самой границе.
Поехали к нему. Упс, а что это за знак был? Вернулись, читаем:
велкам ту Нидерланды. И ничего похожего на посты или границу.
Ещё 2 км, и мы в Bourtange. Городок ну на столько кукольный, что
даже не верится, что в нём живут люди. Одна улица и 20 домиков.
Все утопают в цветах и зелени, и создаётся ощущение, что жители
соревнуются в оригинальности оформления. Но больше всего
запомнились фигурки детей, якобы заглядывающих в окна. В
натуральную величину.
Главная достопримечательность городка – крошечная крепостюшка,
тщательно и бережно восстановленная, и даже гарнизонные домики
заселены.
В день нашего приезда крепость использовалась как большая сцена.
На всей её территории под громкую коматозную музыку происходило
какое-то действие, смысл которого мы трезвым умом понять не
смогли, а курить то же, что и исполнители почему то не хотелось.
Обойдя крепостюшку по периметру, мы пошли искать кемпинг. Их в
этом городе (из 20ти домиков) оказалось аж целых три! Самый
большой и серьёзный был забит под завязку. Там проводился сбор
любителей мотоциклов Ява. Такого количества мототехники я не
видел даже на питерском мотопати в Дюнах! И разъезжались они
почти два дня…Мы же отдали предпочтение частному пансиону с
площадкой для кемперов.
На следующий день я поменял настройки навигатора. Вместо
«быстрого маршрута» поставил короткий. И началось ознакомление с
глубинкой. Глубинка нам понравилась. Оказывается, не только
Bourtange производит впечатление кукольного. Их там тьма!
Ланчевались мы на дамбе, спасающей Нидерланды от затопления.
Махали проплывающим яхтам. Соня сразу двумя руками
.
Не доезжая до Амстердама выбрали из предлагаемых навигатором
кемпинг, расположенный на берегу водного пространства. По
узеньким и вертлявым дорожкам мы внезапно выскочили на высокий
пригорок, а внизу вдоль берега сплошь белели крыши больших
вагончиков. Каково же было наше удивление, когда представитель
администрации провёл нас на небольшую лужайку, где могли бы
встать от силы 5 кемперов. Остальную территорию заполняли
практически врытые в землю (точнее сказать-стояли на сваях.
Голландия всё-таки…) большие домики, сделанные из старых
прицепов. И все они были заселены. Вот такую альтернативу,
наверное, придумали буржую нашему садоводству. Многие приезжали
со своими газонокосилками. И ещё запомнились громкие жабы. Ну,
или лягушки.
Потом был Брюгге. Традиционно не найдя пары кемпингов, приехали
в третий, который нас устроил полностью. Практически в центре
города, на улице с кучей продовольственных магазинов, и банком,
где нам наконец то разменяли 500 евровую купюру( в Европе их
боятся, как проклятых) . Некоторую растерянность вызвала надпись
при въезде, с указанными часами работы администрации: с 8-ми до
12-ти. А мы приехали в 16. Помог проходивший мимо бельгиец,
который на чистом французском языке объяснил, что шлагбаум
открывается автоматически, можно заехать, выбрать приглянувшееся
место, расположиться, а утром следующего дня подойти и оплатить.
Вы не подумайте, что я понимаю французский. Просто он так
красноречиво размахивал руками…
Брюгге нам, конечно, понравился.
И очень понравилось, что вдоль канала, который окружает
старинную часть города, сделана бесплатная парковка для машин.
От неё пешочком…милое дело.
Но не всегда нам удавалось припарковаться в центре очередного
города. Например, в Зальцбурге целый час мы пытались приткнуться
хоть где-нибудь, но безуспешно. Все стоянки или подземные, куда
мы не пролезали по высоте, или плотно забиты. iGo
в очередной раз обманул, и пришлось укатить за 13 км от города.
Небольшой и простенький кемпинг расположен был у подножия
симпатичненькой горы, зато поверх деревьев прекрасно
просматривался крепость в самом Зальцбурге.
И оказалось, что с соседней улочки автобус идёт прямиком в
центр, чем мы и воспользовались. А ещё мы воспользовались
платным вагончиком, и поднялись на крепость, откуда открываются
потрясающие виды города и окрестностей.
Внутри крепости обнаружилось несколько экспозиций, но мы
посетили только бесплатную выставку марионеток. Даже не
представлял, какие серьёзные темы поднимаются в спектаклях с
этими «куколками»
Обратно пошли пешком, и очень удивились, что желающие сэкономить
могут подняться пешком по ооочень крутому подъёму. И узнать, что
вход всё равно платный, но на 3 евро дешевле, чем на подъёмнике.
Люди тоже удивлялись и в большинстве своём возвращались с весьма
обескураженным выражением лица.
Из-за описанных выше негативных моментов нам пришлось иногда
маршрут упрощать, пропуская второстепенное, но намеченное мы с
методичностью запрограммированных автоматов посещали. Одним из
таких мест был музей техники в Зинсхейме. Количество согнанного
в одно место самоходного и самолётного железа конечно поражает.
Рука с камерой и фотиком практически не поднималась. Или
смотреть, или фотографировать. Мы, конечно, смотрели.
Зато ночевать пришлось на простой парковке. Ближайший кемпинг в
40 километрах. И, скажу я вам, ночевать на улицах Питера или
другого отечественного города я бы не решился. А тут –
совершенно спокойно.
В то же время были и не запланированные остановки, очень
удачные. Как крепость в городке Berg.
Мы там погуляли, выпили чай, сделали независимо друг от друга
фотосесию под названием «мама в туалете» и «папа в туалете»,
а когда тронулись в путь, оказалось, что в крепости пересидели
очередную скоротечную грозу с дождём. Мы её только слышали,
однако весь дальнейший путь был мокрым.
Что ещё запомнилось? Среднестатистический городок с
«Романтической дороги», название которого я не запомнил. Там
проходил какой-то очередной фестиваль. Или гулянка. В перекрытом
центре города (всего то две/три улицы) гуляли пожилые херры( в
хорошем смысле этого слова:-)) в шортиках и фройлены в
национальных костюмах, крутились карусельки и прочие детские
увеселения. Для взрослых прям на улицах разливалось пыво,
жарились сардельки и шампиньоны. На наспех сколоченном помосте
играл фольклорный оркестр. За углом проводилась выставка
олд-таймеров, да такая, что многим экспонатам в Зинсхейме даст
фору. Хотя бы потому, что всё приехало своим ходом. Даже паровой
трактор.
Затемно приехали в Швангау, и заночевали перед шлагбаумом
большого и навороченного кемпинга. Утром огляделись и поняли,
как много мы, наверное, пропустили, подъезжая к этим местам в
темноте. С одой стороны –Альпы, с другой-большое озеро.
Решили, что тут мы точно задержимся на пару дней, и только потом
поедем к замку Нойшванштайн. Естественно, оба дня шел дождь. И
единственным развлечением было наблюдать, укрывшись под тентом,
как верхушка горы то исчезает в облаках, то появляется.
Так что замок сфотографировали только издали.
После Австрии мы решили проехать через Чехию, и пару/тройку дней
«отдохнуть» там от отдыха, который уже несколько утомил. Чешский
пограничник очень удивился. Куда же вы едете, если у вас нету
визы?! А мы в Германию, транзитом. Задумался, почесал репу. Мне
надо посоветоваться с шефом, говорит. Ушёл. Позади нас создался
маленький коллапс. И чехи и европейцы не привыкли стоять на
границе. В итоге нам вернули паспорта со штампиками с
приписанным от руки «transit». И въезжаем мы в местечко под
названием Lipno nad Vltavou. И сразу поняли, что Чехия готовится
ко вступлению в Евросоюз куда быстрее, чем Сочи- к зимней
олимпиаде. Это самое Липно, некогда самая наипровинция, вдоль
трассы, по которой Европа будет к ним ломиться, отстроило ТАКИЕ
декарации!!! Ощущение, что находишься на съёмочной площадке, где
посреди пустыни вырастает городок времён Дикого запада. То есть
полноценные дома, магазины, кафе и рестораны, а вокруг – пусто,
и кучи строительного мусора. Я уверен, что ещё в прошлом году
ничего этого не было вообще. Зато кемпинг очень высокого уровня,
удачно расположен и имеет хорошую инфраструктуру.
Поужинав в местном кафе, моя половина заявила: в Чехии готовить
не буду! А я и не возражал.
На следующий день мы опять на автобусе поехали в Крумлов. 20
километров по очень вертлявой дороге с плохим покрытием…я даже
не поверил, что мы в Чехии. Ну а Крумлов всё тот же, красивый и
тёплый.
Даже дождик, накрывший посреди городка, нас не напугал и не
расстроил, наверное потому и кончился быстро. Погуляв почти 4
часа (напомню, Софья была с нами) мы вернулись. Кстати, оба раза
автобусы стартовали намного позже расписания.
Ночью мы почти не спали. Очередной катаклизм прокрался через
границу явно за нами, и половину ночи раскачивал Избушку,
подсвечивал небо и сотрясал воздух. Утром от непогоды не
осталось и следа. И мы двинули в Карловы вары. iGo
показал нам три несуществующих кемпинга, после чего мы
доверились дорожным указателям, и нашли вполне приемлемое место,
где на большом удалении друг от друга расположилось от силы пять
прицепов.
На следующий день мы поехали в Русс…то есть в Карловы Вары.
Приятно побывать в знакомом месте. Почти ничего не изменилось.
Может мне показалось, но надписей на русском языке стало больше.
Под тенью зонтика, охлаждаясь фруктовым коктейлем, мы скромно
отметили Софьины семь месяцев.
Заметив, что к этому возрасту у неё за плечами уже семь стран.
Символично, на мой взгляд. А ещё в процессе путешествия она
начала сидеть самостоятельно.
Вернулись мы как будто совсем в другой кемпинг, битком набитый
прицепами и кемперами. Даже кто-то пытался припарковаться на
воздушном шаре, но ветер помешал.
Дождавшись, когда стемнеет, и Соня возжелает отдаться Морфею, мы
тихонько выдвинулись обратно…в Германию. И на этом пограничном
пункте наши русские номера и документы вызвали некоторый ступор.
Минут 40 немцы нас держали. Наверное, с Рейхом связывались.
Из-за очередных многокилометровых объездов ремонтируемых
участков дорог в Магдебург я не доехал, и заночевать решили на
стоянке при заправке. А как мы оттуда выбирались на следующий
день, я уже писал в первой части. Из-за этого я не смог
навестить свою бывшую воинскую часть в Магдебурге, и последней
основной привязке нашего маршрута подкатили только в 16 часов.
Город Wolfsburg, «самый молодой город Германии», как утверждает
всё тот же пилигримовский путеводитель. Это моя Мекка, куда я
должен был попасть обязательно. Здесь находится завод,
выпускающий автомобили Фольксваген, и не просто завод, а
город-музей. К сожалению, за 2 часа много осмотреть не удалось,
но всё равно, я уезжал с чувством выполненного долга и глубокого
удовлетворения.
Последнюю ночь мы провели в кемпинге в самом Травемюнде,
пробездельничав до самого chek-in ( вполне гуманного, кстати, аж
до 18-ти часов). Потом поехали на последнюю пешую прогулку по
Любеку. Но уже слишком насытились европейскими городами, и долго
не задерживались.
Время ожидания погрузки на паром провели приятно, уминали
яичницу, остатки печенья, валялись на диване, читая книжки,
смотрели фильмы и пялились в окном. В общем, делали то, чего
были лишены владельцы и пассажиры стоящих рядом легковых
автомобилей. И последний день мы действительно отдыхали. То есть
не делали ничего. Кушали, валялись, досматривали фильмы и
дочитывали книги. Пялились в окно.
Катаклизмы наконец то от нас отстали. Отдых на пароме получился
полноценным, потому что, сойдя на берег в почти родном Хельсинки
в 9 часов утра, мы легко и не принуждённо преодолели последние
километры и границы, и 15 часов дня ввалились в свою крошечную
квартиру-студию, которая показалась нам ну просто огромной!
Ещё из положительного хочу отметить надёжность и безотказность
нашей Избушки, которая не смотря на почтенный возраст, позволила
уехать от дома столь далеко, кататься столь долго, не доставляя
при этом треволнений. Надеюсь, это не последний трип.
Лично я не жалею, что затеял и осуществил это мероприятие.
Считаю его, во-первых, выполнением давно задуманного, во-вторых,
учебно-тренировочным. И буду учиться на своих ошибках. Не думаю,
что кому-то мой отчёт поможет разнообразить свой маршрут, но
может – поможет избежать тех же ошибок?
P.S. для любителей статистики:
Пройдено своими колёсами 4800км по 6-ти странам (хотя Финляндию,
пожалуй, можно и не считать. Чистый транзит).
Потрачено за три недели на жильё, питание и развлечения – 1500
евро
Паром Хельсинки>Травемюнде>Хельсинки, смейная каюта+кемпер-1450
евро.
Автор статьи
Гольфлаб