5000 км на автокемпере по странам Европы

Главная
 

или так: "на ИзбЕ по ЕвропЕ":-)

на самом деле 600 км и Финляндию, как страну, из этого послужного списка можно выкинуть, голимый транзит.


То, что будет написано ниже, трудновато назвать отчётом. Отпуск вообще, и путешествие в частности – мероприятие, само по себе, положительное. А когда всё хорошо прошло, писать о нём легко и приятно. Данный тур, пожалуй, для нас самый неудачный. По сравнению с предыдущими, конечно, а не вообще. Мелких накладок и неприятностей было так много, что вернулись мы не совсем отдохнувшими, скажем так. Поэтому свой отчёт, пожалуй, я разобью на две части. Сначала опишу, что нам портило настроение. А потом – светлые моменты. Если вспомню. Причём не буду придерживаться строгой хронологической последовательности, а напишу как получится.

Собственно, схема будущего отчёта смутно складывается в голове ещё до начала отпуска. Это и не удивительно, ведь подготовка начинается почти сразу по возвращению из предыдущего отпуска. Но в этот раз всё было несколько иначе. Было желание. Был в наличии кемпер «Быстрая Изба». Был экипаж. Но было очень много часто меняющихся вводных, из-за которых нельзя было утверждать какой-либо план. В итоге решили так и ехать: взять запас по дням (3 недели), определить тип тура («галопам по Европам»), основные точки маршрута, обязательные для посещения, набрать побольше информации об окрестностях вокруг этих точек, и корректировать маршрут по ходу дела. Основным сдерживающим фактором являлся самый молодой член экипажа, Софья Яковлевна, которой на момент старта только исполнилось 6 месяцев.

Свято веря в наличие «гена путешествий» (он же «шило в @@@@»), и в то, что он передаётся по наследству, столь малый возраст нас не смущал. Да и в прежних путешествиях мы видели, что европейцы таскают с собой детишек чуть ли не с грудного возраста. Тренировочный заезд до Стокгольма и обратно не выявил отторжения у Соньки к тряске, границе и автокреслу.
Так что, заполнив большую часть шкафчиков Избушки детскими вещами, памперсами и игрушками, мы выдвинулись по знакомой тропинке до Хельсинки.
Шёл дождь.Только перед отпуском езда в дождь может быть приятной, потому что свято веришь: ТАМ – погода лучше. Святая наивность...Именно погода была основным негативным фактором в нашем путешествии. И не просто было «не тепло», или часто шли дожди. Европу просто сотрясали катаклизмы. Нам даже позвонили родители и поинтересовались, как мы там? Заинтригованные таким вниманием стали расспрашивать и узнали, что даже по отечественному телевидению часто говорят о бурях и грозовых ливнях в Германии. И мы их частенько наблюдали. Причём во всех странах, которые посещали. Честно скажу: я в жизни не видел таких молний и не слышал столь продолжительных раскатов грома. Справедливости ради надо сказать, что ничего опасного для жизни нам не досталось, хотя на некоторых ресурсах, да и по телеку, подобные явления (продолжающиеся и сейчас) называли «репетицией конца света». И ведь ладно, если бы оно длилось всё время! Нет, все процессы были очень скоротечны. Светит солнышко, вполне тепло. Разложили стол, стульчики, накрыли ужин. В следующую секунду подул ветерок, небо моментально заволокло. Не успели доесть огурково-помидорный салат –небо прорвало. 30/40 минут светопредставления – и снова выглядывает солнышко. Однако, нам назло, это выглядело следующим образом: приезжаем в кемпинг, в очень приятном и живописном месте. Нам нравится, и мы хотим задержаться на пару денёчков, чтобы погулять. Погода хорошая. Утром вылезаем и видим, что небо просто свинцовое, и никаких перспектив. Попытка выбраться на берег закончилась поражением – слишком сильный ветер. Решаем сворачиваться и ехать дальше по маршруту. Небольшие и симпатичные городочки проскакиваем ходом, под дождём гулять неохота. Но стоит выйти на автобан, уже через час вдруг осознаём, что погода то разгулялась. Потом становится просто откровенно жарко, и даже душновато. С трудом добираемся до места ночёвки, расставляем мебель, готовим ужин, и…судорожно затаскиваем всё обратно, уже мокрое. И так почти всё время.
Конечно самым основным фактором, определяющим темпы передвижения по маршруту, была Софья Яковлевна. Будучи натурой очень общительной, она не считала приемлемым длительное сидение в автокресле, да ещё и вдали от родителей. Очень быстро уставала и начинала капризничать. Приходилось часто останавливаться. Надежда на то, что она будет спать днём, не оправдалась. Софья категорически бодрствовала. И всячески протестовала. В частности – переводила памперсы пачками. Поэтому сначала мы передвигались очень короткими перебежками, потом пробовали перемещаться вечером, когда Сонька заснёт. А потом просто приготовились платить штраф за не пристёгнутые ремни, разобрали задний диван, и капризный ребёнок ползал и кувыркался там, и крутился, как стрелка компаса во власти магнитной аномалии. Под присмотром мамы.
Следующей напастью были дороги. Да-да, хвалёные немецкие дороги. Я никогда не видел такого количества ремонтных работ, будь то просёлочные тропки или широченные автобаны. И если первые кое-как можно было объехать, то на магистралях сужение одной-двух полос приводило к многокилометровым пробкам. Это очень сильно сбивало наш график. Рекорд мы поставили на шоссе между Лейпцигом и Магдебургом. Сначала минут 30 мы выруливали с заправки на стоящий автобан, потом 2 часа на первой передаче проезжали 9 км до места, где всех сворачивали на второстепенную дорогу. И ещё 1,5 часа преодолевали 25 км.
Следующей бочкой дёгтя в нашей ложке мёда был навигатор. То есть сам по себе прибор очень ценный и полезный, экономил кучу времени и нервов. Но потом брал проценты. В частности, у iGо 2006 года оказалась база данных о кемпингах из какой-то параллельной вселенной. Он нас или приводил к несуществующим кемпингам (адрес есть – кемпинга по этому адресу нет), или предлагал прокатиться километров 40 в сторону, «до ближайшего»…Конечно тут мне аукнулась плохая подготовка. Я так и не успел забрать у Tsn предлагаемый каталог кемпингов, не успел купить CD 2006 года с расширенной базой, где есть и описания и координаты для навигации. Половина интернет-страниц с полезной информацией, которые я сохранял на ноутбук, отказались открываться в автономном режиме. Из-за этого, в частности, Романтическая дорога Германии у нас получилась очень куцей.
Всё вышеперечисленное само по себе не может сильно испортить настроение, но вкупе…а у нас именно так и получалось. Утром погода портится, мы собираемся и выезжаем. Через час у Софьи кончается терпение, начинаем делать частые остановки. Потом она ненадолго засыпает, и тут мы встаём в гигантскую пробку, или начинаем делать крюк вокруг ремонтируемого участка. Приезжаем к месту и начинаем искать кемпинг, а его и вовсе нет, или ближайший в десятке километров…в общем к моменту, когда мы встаём на ночлег, время уже позднее, и настроение «ниже плинтуса». Возникает желание вернуться, поменять билет и остаток отпуска просидеть в Финляндии, на каком-нибудь озере. Но утром нас будет солнышко, к дверям кемпера подходят утки и нагло требуют хлеба,

природа вокруг предоставляет зрелища…а может продолжим путь? Ну, давай..а к обеду всё начинается заново.
А ещё нас добивали продовольственные магазины. Они упорно убирались с пути нашего следования, и появлялись только по выходным, или после 18-ти часов. Естественно, будучи уже в закрытом состоянии. В некоторых, которые не успевали спрятаться, не принимали кредитку Мастер-карт.
Впрочем, не будь отрицательных моментов, восторга и слюней всё равно не было бы. Потому что Европой нас не особо то и удивишь. Да, красиво и мило. Но не ново. Нет того культурного шока, когда попадаешь в первый раз, например, в Тайланд, или даже Прагу.


Ну вот, в жилетку поплакался, теперь поговорим о хорошем. Для некоторых приятное времяпрепровождение в безделии. Для нас – драйв. Поэтому мы и не стали зацикливаться на какой-нибудь одной конкретной стране, а достали карту мира…потом сузили до размеров Европы, потыркали пальцем по карте и ручкой соединили получившиеся дырки. Так возник маршрут давно планируемого автонабега на Европу.

Не потому, что в Германии,Бельгии или Нидерландах больше недели делать нечего, просто сам факт возможности посещения сразу большого количества государств бодрит воображение человека, живущего в такой огромной стране, как наша.
Короче - поплыли.

Именно поплыли, благодаря финансовой поддержке горячо любимого дяди моей супруги, мы не тряслись лишние 1600 км по Дании и Швеции, а, пробездельничав целые сутки на борту шикарного парома, сошли сразу на землю пива и сосисок.
Земля нас встретила лёгким ветерком и +17 градусами. Минуя Любек, мы порулили к ближайшему кемпингу (как выяснилось на обратном пути, ближайший кемпинг был в самом Травемюнде, а нас повели аж за 13 км). С лёгким трепетом впервые я вошел в помещение рецепции, и произнёс тщательно репетируемые последние три недели слова на ломанном английском, смысл которых был в том, что «мы хотим переночевать тут». Человек за стойкой сказал, что он лучше поймёт меня по-русски, так как сам из Сербии. Начало было хорошее…
Так состоялось наше первое знакомство с кемперизмом. Должен сказать, что эта новая для нас страничка в способах путешествий нам очень понравилась. И была, пожалуй, самым приятным и свежим впечатлением от всего путешествия. Разглядывая фотографии в просторах инета, я немного не понимал, что может быть приятного в проживании на большой автостоянке. Но всё оказалось интересней. В самых простых кемпингах под стоянку использовалась просто открытая поляна, с некоторым количеством деревьев (но обязательно компенсировалось или озером или пейзажами).

В большинстве же лагерях зелень играет роль живой изгороди, и вокруг твоего персонального «паркплатца» растут кустики, и соседей то не особо и видно. Бытовые же условия на очень приличном уровне ( а в 4* просто суперские). Чистые уборные, душ, краны с горячей и холодной водой,электричество, комната для мытья посуды, питьевая вода, баки для мусора и слив грязной воды, стиральные машины, посудомойки, сушилки…Почти везде есть киоск или полноценный магазин, шаверма или ресторанчик. В некоторых есть интернет. Прокат велосипедов и прочего инвентаря. На рецепции можно заказать на следующее утро свежую выпечку. И всё это за 15/22 евро в сутки (на двоих)! Забегая вперёд, скажу, что мы ещё до отъезда решили, что можем спокойно позволить себе провести несколько ночей в любом отеле по пути, если устанем от тесноты или «ущербности» мобильного дома», но такое желание ни разу не возникло. Избушка и кемпинги обеспечивали нас вполне комфортными условиями путешествия. И Соню.

Но самое приятное в кемпингах – это атмосфера. Все друг с другом здороваются, улыбаются, кивают. Идёшь, бывало, даже ночью, в туалет, а из темноты: «гутен нахт!». Оно и понятно, ведь караванинг, пожалуй, самый большой европейский клуб по интересам. В самых дальних и глухих уголках на постое стояли не только жители данной страны. Самым интернациональным был лагерь в Брюгге (Бельгия). Были немцы, бельгийцы, французы, ишпанцы, итальянцы, чехи, и даже поляки на самодельном кемпере. И везде только мы – с русскими номерами. Мелочь, а приятно. Первая половина маршрута была полупустая. То есть нам надо было попасть в Бельгию, мы решили сделать крюк через Нидерланды. Первый час езды по автобану, и нам уже не нравится такой ритм. Вся страна где-то там, сбоку. Остановились, взяли путеводитель от издательства Пилигрим, и стали рассматривать фотки да картинки. Понравилось описание маленького города, на самой границе. Поехали к нему. Упс, а что это за знак был? Вернулись, читаем: велкам ту Нидерланды. И ничего похожего на посты или границу. Ещё 2 км, и мы в Bourtange. Городок ну на столько кукольный, что даже не верится, что в нём живут люди. Одна улица и 20 домиков. Все утопают в цветах и зелени, и создаётся ощущение, что жители соревнуются в оригинальности оформления. Но больше всего запомнились фигурки детей, якобы заглядывающих в окна. В натуральную величину.
Главная достопримечательность городка – крошечная крепостюшка, тщательно и бережно восстановленная, и даже гарнизонные домики заселены.

В день нашего приезда крепость использовалась как большая сцена. На всей её территории под громкую коматозную музыку происходило какое-то действие, смысл которого мы трезвым умом понять не смогли, а курить то же, что и исполнители почему то не хотелось.

Обойдя крепостюшку по периметру, мы пошли искать кемпинг. Их в этом городе (из 20ти домиков) оказалось аж целых три! Самый большой и серьёзный был забит под завязку. Там проводился сбор любителей мотоциклов Ява. Такого количества мототехники я не видел даже на питерском мотопати в Дюнах! И разъезжались они почти два дня…Мы же отдали предпочтение частному пансиону с площадкой для кемперов.
На следующий день я поменял настройки навигатора. Вместо «быстрого маршрута» поставил короткий. И началось ознакомление с глубинкой. Глубинка нам понравилась. Оказывается, не только Bourtange производит впечатление кукольного. Их там тьма!
Ланчевались мы на дамбе, спасающей Нидерланды от затопления. Махали проплывающим яхтам. Соня сразу двумя руками

.
Не доезжая до Амстердама выбрали из предлагаемых навигатором кемпинг, расположенный на берегу водного пространства. По узеньким и вертлявым дорожкам мы внезапно выскочили на высокий пригорок, а внизу вдоль берега сплошь белели крыши больших вагончиков. Каково же было наше удивление, когда представитель администрации провёл нас на небольшую лужайку, где могли бы встать от силы 5 кемперов. Остальную территорию заполняли практически врытые в землю (точнее сказать-стояли на сваях. Голландия всё-таки…) большие домики, сделанные из старых прицепов. И все они были заселены. Вот такую альтернативу, наверное, придумали буржую нашему садоводству. Многие приезжали со своими газонокосилками. И ещё запомнились громкие жабы. Ну, или лягушки.
Потом был Брюгге. Традиционно не найдя пары кемпингов, приехали в третий, который нас устроил полностью. Практически в центре города, на улице с кучей продовольственных магазинов, и банком, где нам наконец то разменяли 500 евровую купюру( в Европе их боятся, как проклятых) . Некоторую растерянность вызвала надпись при въезде, с указанными часами работы администрации: с 8-ми до 12-ти. А мы приехали в 16. Помог проходивший мимо бельгиец, который на чистом французском языке объяснил, что шлагбаум открывается автоматически, можно заехать, выбрать приглянувшееся место, расположиться, а утром следующего дня подойти и оплатить. Вы не подумайте, что я понимаю французский. Просто он так красноречиво размахивал руками…
Брюгге нам, конечно, понравился.

И очень понравилось, что вдоль канала, который окружает старинную часть города, сделана бесплатная парковка для машин. От неё пешочком…милое дело.

Но не всегда нам удавалось припарковаться в центре очередного города. Например, в Зальцбурге целый час мы пытались приткнуться хоть где-нибудь, но безуспешно. Все стоянки или подземные, куда мы не пролезали по высоте, или плотно забиты. iGo в очередной раз обманул, и пришлось укатить за 13 км от города. Небольшой и простенький кемпинг расположен был у подножия симпатичненькой горы, зато поверх деревьев прекрасно просматривался крепость в самом Зальцбурге.

И оказалось, что с соседней улочки автобус идёт прямиком в центр, чем мы и воспользовались. А ещё мы воспользовались платным вагончиком, и поднялись на крепость, откуда открываются потрясающие виды города и окрестностей.

Внутри крепости обнаружилось несколько экспозиций, но мы посетили только бесплатную выставку марионеток. Даже не представлял, какие серьёзные темы поднимаются в спектаклях с этими «куколками»

Обратно пошли пешком, и очень удивились, что желающие сэкономить могут подняться пешком по ооочень крутому подъёму. И узнать, что вход всё равно платный, но на 3 евро дешевле, чем на подъёмнике. Люди тоже удивлялись и в большинстве своём возвращались с весьма обескураженным выражением лица.
Из-за описанных выше негативных моментов нам пришлось иногда маршрут упрощать, пропуская второстепенное, но намеченное мы с методичностью запрограммированных автоматов посещали. Одним из таких мест был музей техники в Зинсхейме. Количество согнанного в одно место самоходного и самолётного железа конечно поражает. Рука с камерой и фотиком практически не поднималась. Или смотреть, или фотографировать. Мы, конечно, смотрели.

Зато ночевать пришлось на простой парковке. Ближайший кемпинг в 40 километрах. И, скажу я вам, ночевать на улицах Питера или другого отечественного города я бы не решился. А тут – совершенно спокойно.

В то же время были и не запланированные остановки, очень удачные. Как крепость в городке Berg.

Мы там погуляли, выпили чай, сделали независимо друг от друга фотосесию под названием «мама в туалете» и «папа в туалете»,

а когда тронулись в путь, оказалось, что в крепости пересидели очередную скоротечную грозу с дождём. Мы её только слышали, однако весь дальнейший путь был мокрым.
Что ещё запомнилось? Среднестатистический городок с «Романтической дороги», название которого я не запомнил. Там проходил какой-то очередной фестиваль. Или гулянка. В перекрытом центре города (всего то две/три улицы) гуляли пожилые херры( в хорошем смысле этого слова:-)) в шортиках и фройлены в национальных костюмах, крутились карусельки и прочие детские увеселения. Для взрослых прям на улицах разливалось пыво, жарились сардельки и шампиньоны. На наспех сколоченном помосте играл фольклорный оркестр. За углом проводилась выставка олд-таймеров, да такая, что многим экспонатам в Зинсхейме даст фору. Хотя бы потому, что всё приехало своим ходом. Даже паровой трактор.
Затемно приехали в Швангау, и заночевали перед шлагбаумом большого и навороченного кемпинга. Утром огляделись и поняли, как много мы, наверное, пропустили, подъезжая к этим местам в темноте. С одой стороны –Альпы, с другой-большое озеро.

Решили, что тут мы точно задержимся на пару дней, и только потом поедем к замку Нойшванштайн. Естественно, оба дня шел дождь. И единственным развлечением было наблюдать, укрывшись под тентом, как верхушка горы то исчезает в облаках, то появляется.

Так что замок сфотографировали только издали.

После Австрии мы решили проехать через Чехию, и пару/тройку дней «отдохнуть» там от отдыха, который уже несколько утомил. Чешский пограничник очень удивился. Куда же вы едете, если у вас нету визы?! А мы в Германию, транзитом. Задумался, почесал репу. Мне надо посоветоваться с шефом, говорит. Ушёл. Позади нас создался маленький коллапс. И чехи и европейцы не привыкли стоять на границе. В итоге нам вернули паспорта со штампиками с приписанным от руки «transit». И въезжаем мы в местечко под названием Lipno nad Vltavou. И сразу поняли, что Чехия готовится ко вступлению в Евросоюз куда быстрее, чем Сочи- к зимней олимпиаде. Это самое Липно, некогда самая наипровинция, вдоль трассы, по которой Европа будет к ним ломиться, отстроило ТАКИЕ декарации!!! Ощущение, что находишься на съёмочной площадке, где посреди пустыни вырастает городок времён Дикого запада. То есть полноценные дома, магазины, кафе и рестораны, а вокруг – пусто, и кучи строительного мусора. Я уверен, что ещё в прошлом году ничего этого не было вообще. Зато кемпинг очень высокого уровня, удачно расположен и имеет хорошую инфраструктуру.

Поужинав в местном кафе, моя половина заявила: в Чехии готовить не буду! А я и не возражал.
На следующий день мы опять на автобусе поехали в Крумлов. 20 километров по очень вертлявой дороге с плохим покрытием…я даже не поверил, что мы в Чехии. Ну а Крумлов всё тот же, красивый и тёплый.

Даже дождик, накрывший посреди городка, нас не напугал и не расстроил, наверное потому и кончился быстро. Погуляв почти 4 часа (напомню, Софья была с нами) мы вернулись. Кстати, оба раза автобусы стартовали намного позже расписания.
Ночью мы почти не спали. Очередной катаклизм прокрался через границу явно за нами, и половину ночи раскачивал Избушку, подсвечивал небо и сотрясал воздух. Утром от непогоды не осталось и следа. И мы двинули в Карловы вары. iGo показал нам три несуществующих кемпинга, после чего мы доверились дорожным указателям, и нашли вполне приемлемое место, где на большом удалении друг от друга расположилось от силы пять прицепов.

На следующий день мы поехали в Русс…то есть в Карловы Вары. Приятно побывать в знакомом месте. Почти ничего не изменилось. Может мне показалось, но надписей на русском языке стало больше.
Под тенью зонтика, охлаждаясь фруктовым коктейлем, мы скромно отметили Софьины семь месяцев.

Заметив, что к этому возрасту у неё за плечами уже семь стран. Символично, на мой взгляд. А ещё в процессе путешествия она начала сидеть самостоятельно.

Вернулись мы как будто совсем в другой кемпинг, битком набитый прицепами и кемперами. Даже кто-то пытался припарковаться на воздушном шаре, но ветер помешал.

Дождавшись, когда стемнеет, и Соня возжелает отдаться Морфею, мы тихонько выдвинулись обратно…в Германию. И на этом пограничном пункте наши русские номера и документы вызвали некоторый ступор. Минут 40 немцы нас держали. Наверное, с Рейхом связывались. Из-за очередных многокилометровых объездов ремонтируемых участков дорог в Магдебург я не доехал, и заночевать решили на стоянке при заправке. А как мы оттуда выбирались на следующий день, я уже писал в первой части. Из-за этого я не смог навестить свою бывшую воинскую часть в Магдебурге, и последней основной привязке нашего маршрута подкатили только в 16 часов. Город Wolfsburg, «самый молодой город Германии», как утверждает всё тот же пилигримовский путеводитель. Это моя Мекка, куда я должен был попасть обязательно. Здесь находится завод, выпускающий автомобили Фольксваген, и не просто завод, а город-музей. К сожалению, за 2 часа много осмотреть не удалось, но всё равно, я уезжал с чувством выполненного долга и глубокого удовлетворения.

Последнюю ночь мы провели в кемпинге в самом Травемюнде, пробездельничав до самого chek-in ( вполне гуманного, кстати, аж до 18-ти часов). Потом поехали на последнюю пешую прогулку по Любеку. Но уже слишком насытились европейскими городами, и долго не задерживались.

Время ожидания погрузки на паром провели приятно, уминали яичницу, остатки печенья, валялись на диване, читая книжки, смотрели фильмы и пялились в окном. В общем, делали то, чего были лишены владельцы и пассажиры стоящих рядом легковых автомобилей. И последний день мы действительно отдыхали. То есть не делали ничего. Кушали, валялись, досматривали фильмы и дочитывали книги. Пялились в окно.

Катаклизмы наконец то от нас отстали. Отдых на пароме получился полноценным, потому что, сойдя на берег в почти родном Хельсинки в 9 часов утра, мы легко и не принуждённо преодолели последние километры и границы, и 15 часов дня ввалились в свою крошечную квартиру-студию, которая показалась нам ну просто огромной!
Ещё из положительного хочу отметить надёжность и безотказность нашей Избушки, которая не смотря на почтенный возраст, позволила уехать от дома столь далеко, кататься столь долго, не доставляя при этом треволнений. Надеюсь, это не последний трип.
Лично я не жалею, что затеял и осуществил это мероприятие. Считаю его, во-первых, выполнением давно задуманного, во-вторых, учебно-тренировочным. И буду учиться на своих ошибках. Не думаю, что кому-то мой отчёт поможет разнообразить свой маршрут, но может – поможет избежать тех же ошибок?

P.S. для любителей статистики:
Пройдено своими колёсами 4800км по 6-ти странам (хотя Финляндию, пожалуй, можно и не считать. Чистый транзит).
Потрачено за три недели на жильё, питание и развлечения – 1500 евро

Паром Хельсинки>Травемюнде>Хельсинки, смейная каюта+кемпер-1450 евро.

 

Автор статьи Гольфлаб

 
 При любом использовании материалов просьба давать ссылку на сайт.
Сергей и Марина Харины (VAGANT)
© 2007-2017

Яндекс цитирования