Хорватский zoom-zoom

 


Почему Хорватия? Очень просто – море, горы, и я ни разу там не был :) Решение поехать на машине далось очень просто. Очевидно, что в Хорватии машина будет нужна, а зачем тратиться на аренду, когда в составе участников все имеют водительские удостоверения и ехать не так уж и далеко – 2850 км в один конец (по факту). Это всего на 1000 с небольшим км дальше, чем поездка из Москвы в Сочи, а учитывая то, что дорога до Адриатического моря превзошла все наши ожидания, можно смело рекомендовать этот маршрут. Итак, состав участников: 4 человека (2 молодые пары). Машина – Мазда 6, 2 л, АКПП. Даты поездки – 06.06-20.06.2009
 

Подготовка

Проживание. Шерстить всемирную паутину я начал ещё в январе. Дело все в том, что, по моей прихоти, жилье на отдыхе должно из себя представлять отдельный дом с видом на море. Товар, сами понимаете, штучный, требующий поиска и предварительного бронирования. К счастью, на помощь приходят такие полезные сайты как www.homelidays.com, www.travel-library.com и другие. На российские сайты я давно не захожу, ввиду неадекватности цен на такого рода жильё. Итогом долгих поисков, обсуждения и переписки с хозяевами домов стала симпатичная вилла в небольшом городке Братуш (Bratus) на побережье Далмации, в 60 км южнее Сплита. Стоимость – 1570 евро за 2 недели, накинем ещё 20 евро комиссии за перевод (авансовый платёж/бронь 475 евро, остальное наличкой по приезду), округлим и получим 1600 евро/2 недели. 400 евро с человека (28,5 евро/чел./день). Как видите, по цене обычного номера в гостинице 3* (50-60 евро за дабл), можно (и нужно!) снимать целый дом в 5 метрах от моря (при условии, что вас четверо, если больше – ещё дешевле).

Визы. С Хорватией у нас, как известно, уже с весны безвизовый режим, но поездка на машине заставляет оформлять транзитную визу одной из стран на пути следования. По совету соконфетников на www.auto.ru решили сдаваться венграм. Так как хозяева дома работали с туристическим агентом (он занимается перепиской с клиентами и рекламой), то проблем с приглашением не возникло – нам был оформлен туристический ваучер. В течение двух недель был получен оригинал (хотя венграм подошла бы и распечатка из e-mail). Остальные требования к документам – на сайте посольства http://www.mfa.gov.hu/kulkepviselet/RU/ru. Добавлю, что венгры очень любят ксерокопии, мы делали копии внутр. паспорта, гринкарты, ВУ, свид. о регистрации а/м, мед. страховки. Все это должно быть в комплекте документов у КАЖДОГО участника поездки. Также не тяните с записью на сдачу документов (запись на сайте или по телефону). Я лично не ожидал, что у них в конце мая запись на ближайшую неделю была забита полностью. На вопрос, когда пойдём сдаваться на визу, вальяжно отвечали сами себе – нуу числа 20-го… В итоге документы подали 29-го мая, визы получили 2-го июня, а на 4-е был назначен отъезд, т.е. почти впритык. Прием документов у нас занял 5 минут, все было подготовлено чётко, вопросов не возникло. Но не обольщайтесь! Перед вами в очереди обязательно найдётся крупногабаритная тётя, у которой будет чего-то не хватать из документов, и она будет громко на весь зал рассказывать, что едет в Будапешт на «конференцию по новым компьютерным технологиям и защите компьютерных программ» (с) Брат-2. Ожидание и прослушивание таких историй заняло у нас ровно час!

Страховки. Тут ничего нового – гринкарта стоит 3180 руб. на месяц, мед. страховка ~23$/мес. Держателям банковских карт рекомендую узнать о возможности оформления годовой мед. страховки в своём банке (услуга «страхование держателей банковских карт»). В зависимости от банка можно оформить годовую мед. страховку за 10-20$.

Маршрут. Итоговый roundtrip оказался такой: РФ(Москва)-Беларусь-Украина-Венгрия-Хорватия-Венгрия-Словакия-Польша-Беларусь-РФ(Москва). Маршрут и ночёвки детально не прорабатывали, потому как задача была простой – как можно быстрее доехать до моря! Отпуска всего 2 недели, а заселяться в дом можно было уже в субботу (6-го числа) с 16 часов. Все участники поездки заблаговременно отпрашивались с работы на пятницу. Всех благополучно отпустили. Время выезда было утверждено – 4 июня (четверг) в 21:00. Ночевать в дороге планировалось 1 раз (с пятницы на субботу), в западной Украине или Венгрии. Предварительно ничего не бронировали. Повышенное внимание было уделено выбору погранпереходов РБ-Украина и Украина-Венгрия. Воспоминания двухлетней давности о поездке на Западную Украину заставили отказаться от перехода границы РБ-Украина через кпп «Мокраны-Доманово». В мае 2007 г. в 7 утра мы там благополучно проторчали 4 часа. К тому же просто банально захотелось опробовать новый маршрут. В итоге границу пересекали на кпп «Мохро-Дольск». Украинско-венгерскую границу проходили через кпп «Лужанка» в Берегове.

Навигация. В пути нам помогали два гаджета – 1) КПК и IGO8; 2) Garmin Nuvi 200 с предустановленной Garmin City Navigator NT Europe 2009.

 

Дорога (туда)

Провозившись с чемоданами и жрачкой лишний час, выехали из Медведково ровно в 22 часа. Пробок ни на МКАДе, ни на Можайском шоссе не застали, поэтому полетели с ветерком, с легкой душой оставляя пыльную столицу. Ночью видели неприятную аварию с лосем, точнее её последствия – на разделительной лежал сам сохатый, у противоположной обочины несколько машин с аварийкой. Мёртвый лось в свете фар – жуткое зрелище. Дело было на российской стороне. Похожие последствия увидели уже в Беларуси, тоже на М1, там удар был пострашнее – лося просто раскрошило по проезжей части, машин уже не было, лишь одинокий мужичок освежевывал куски прямо на разделительном газоне. К границе РФ-РБ подъехали часов через 5, заправили полный бак, сама граница без остановки, потом короткая остановка для оплаты транзита (155 руб.), – и мы едем дальше. Проезд к кпп «Мохро-Дольск» описан вот тут http://wwwboards.auto.ru/travel/684672.html.

Мы никаких трудностей не испытали, к границе подъехали в гордом одиночестве. 10 минут у белорусов на всё про всё и мы двигаем к украинской стороне – там все немного дольше, перед шлагбаумом заполняем миграционные карты (транзит не указываем, едем якобы в Ужгород), далее молодой пограничник уносит куда-то наши паспорта. Пока ждём, картину этого крохотного КПП разбавляет гужевая повозка с типичным крестьянином, который объезжал все шлагбаумы, заборы, знаки «Стоп» и пр. пограничные принадлежности по обычной грунтовке, огибающей погранпереход. Нам бы так! Тем временем, погранец приглашает меня к себе в вагончик и рассказывает байку о том, что у него указание руководства направлять все машины с российскими номерами в красный коридор, заставлять всех писать декларации, тщательно досматривать и т.д. и т.п. И тут же добавляет: «Я за тебя декларацию уже заполнил, добавь на кофе сколько-нибудь и езжайте дальше». На столе у него действительно лежала заполненная декларация. Я поначалу опешил (последний раз с такими намёками сталкивался в Гоптивке лет 5 назад), потом про себя посмеялся, сходил в машину, взял 30 гривен, вернулся, положил ему под какой-то журнал. Он уже как старый добрый товарищ расспрашивал меня о погоде, работе, сходил со мной к таможеннику, со словами: «Петрович! Я на «Мазду» все заполнил», у Петровича ко мне ни одного вопроса типа «что и сколько везем», слышатся звуки штампов печатей, счастливого, как говорится, пути! Въезжаем в Украину, на обе границы ушло минут 45. Тут же съезжаем в лесок и завтракаем. Дальнейший путь по Украине особых впечатлений не оставил, даишники не беспокоили, дороги на твердую 4-ку, Львов миновали по объездной, пару раз заправились на ЛУКОЙЛе, последний – перед самым КПП «Лужанка», ооочень цивильная АЗС – прям загляденье. В самом Берегове в наличии брусчатка – бррр. К границе подъехали часов в 16-17 субботы, очередь в 2 ряда примерно по 10 машин в каждой, движется довольно быстро, но нам опять «повезло» с украинской, теперь уже, пограничницей. Именно с вводом наших данных в компьютер возникли какие-то проблемы, и мы благополучно проторчали на паспортном контроле минут 30. На очереди – венгры.

У венгров народу почти нет, в каждом ряду по одной машине (всего работало 3 или 4 ряда), подъезжаю, останавливаюсь за машиной, выхожу. Седовласый венгр-таможенник отпускает впередистоящего водителя идёт ко мне и с недовольным видом зовёт с собой – оказывается я проехал на красный свет! Должен был остановиться пятью метрами раньше – там над головой висит, оказывается, светофор. Я, признаться, пока крутил головой и думал, в какой ряд мне заезжать, не заметил его вообще. Ну, проехал и проехал, отъехать назад? – спрашиваю. Нет, не надо, машет рукой и отходит обиженный.. Через минуты 3-4 подходят 2 паспортиста, молодые веселые парни, этот седой рассказывает о «моём» ЧП. Те смотрят на меня с удивлением! The light is red – говорит один из них. Интересуюсь опять – отъехать? Отрицательно качают головами и продолжают на меня смотреть. Так и стоим вчетвером, мнёмсz :) В итоге, один молодой говорит – окей, давай паспорта… К моему удивлению, чуть позже он попросил у меня хорватское приглашение или ваучер. В принципе, оно формально не нужно, но у меня было в машине в папке. Очень довольный этим фактом, он удалился минут на 5 (видимо, прозванивать). Вернулся, вернул паспорта, велел открыть багажник и сказал, что сейчас подойдёт таможенник. Ждать пришлось минут десять. Все это время «мой» таможенник (да-да, тот самый) прогуливался между другими машинами, о чём-то перекидывался с другими служащими, короче говоря, не спешил. В итоге, он спустился с небес на землю и исполнил-таки, свой таможенный долг, заставив нас изрядно разгрузить багажник. Угробив час на обе границы, мы, наконец, въезжаем в Венгрию.

В Венгрии, как известно, необходимо обзавестись виньеткой для езды по автобанам. Делаем это на первой же заправке. Стоит 1530 форинтов (~230 руб.) за 4 дня  и представляет из себя… чек! Я спрашиваю: «а наклейку?», кассир утверждает, что никакой наклейки не надо, чека хватит. Приходится поверить ему на слово, на всякий случай кладу чек под стекло. Скажу сразу, что никто, нигде ничего не проверял, полицейских в Венгрии мы не видели вообще (что туда, что на обратном пути).

А что у нас с ночлегом? Едем уже больше 30 часов, пора бы и где-нибудь упасть. Изначально в Москве мы ничего не бронировали по причине того, что «дорога дальняя, мало ли что». До Будапешта около 300 км, в сам город решено не въезжать, дабы не плутать в поисках бюджетного отеля (до 50 евро). Решаем остановиться в пригороде. IGO показал наличие отеля в небольшом городке Хатван (Hatvan) – это примерно в 50 км от Будапешта. Сворачиваем, заезжаем в городок и через 5 минут паркуемся у небольшого отеля Panzio Korona 3*. Тут же при отеле уютный ресторан. Нам нравится, спрашиваем сколько стоит – 15000 форинтов с завтраком (~50 euro). Нам подходит! Поднимаемся в номера и не скрываем своего удивления – отличнейшие номера! Можно к категории смело дорисовывать пару звезд. Принимаем душ и спускаемся отужинать в ресторан. Обслуживание супер, есть меню на английском, конечно же, пробуем местное пиво и гуляш, в конце официант, даже предварительно не спрашивая, принёс нам раздельный счёт – респект, очень удобно. Все оплачивали карточками без проблем. Чаевые оставили в евро. Ужин – 7500 форинтов (~25 евро) за двоих (с пивом). Сытые, уставшие и довольные идём спать.

С утра подкачиваю переднее колесо – травить оно начало ещё в Москве, но как-то малозаметно и нерегулярно, тут уже было заметно, но время на ремонт решено было не терять, очевидно, что где-то торчал гвоздь, отложил ремонт до Хорватии. Перед выездом метнулись в гипермаркет TESCO (с вечера увидели указатель, примерно 1 км от отеля), купили разного венгерского пива на пробу, нехитрой еды в дорогу. Алкоголь в Венгрии мне лично показался дешевым, к примеру, 0,75 Martini стоит ~200 руб. Jagermeister – 300 руб./0,5 л. Не удержался и тоже купил  :)

Теперь дорога до самого моря – автобан. Максималка – 130 км/ч. Да, Будапешт просто так не объедешь, пришлось ехать через город, навигатор тут был как нельзя кстати. Проезжали его не спеша, любуясь зданиями, город очень понравился, по-моему, ему можно смело уделить 2-3 дня на знакомство. В субботу утром из Будапешта довольно плотное движение в сторону оз. Балатон, но пробок замечено не было. На трассе очень много камер – буквально через каждые 7-8 км, висят прямо над полосами, видно их издалека, но их назначение так и осталось вопросом. Местные гонщики, к которым мы пристраивались в зад, не обращали на них никакого внимания, даже когда скорость была больше 160 км/ч. Мы же старались не превышать под камерами более 140 км/ч, т.е. заблаговременно притормаживали – мало ли что..

Граница Венгрия-Хорватия отняла 10 минут. Из машины пришлось выйти только водителю, чтобы открыть багажник. Все быстро и чётко.

Через 50 км после границы останавливаемся на заправке. Почти полный бак (58 литров) – 431 куна. (7,4 кун/л). 2630 руб. по нашему (45,3 руб.л) – здравствуй, Европа!  В Венгрии мы не заправлялись – украинского бензина хватило аккурат на венгерский транзит, к хорватской заправке подъехали с двумя литрами бензина в баке. К слову в Венгрии бензин стоит примерно столько же, ~295 форинтов за литр (44,3 руб./л).

Едем к морю, езда абсолютно не напрягает, круиз-контроль выставлен на 139 км/ч, машин просто мало, минус только один – быстро наступает сонливость, телодвижений-то минимум, дорога ровная. Одним словом, непривычно. Автобан построен через всю страну уже до самого Дубровника, последний участок от Сплита сдали весной 2009 г., едем и тихонько завидуем хорватам, нам о таком вместо М4 можно только мечтать. Часам к 17 сворачиваем по указателям на Brela/Makarska/Baska Voda/Promajna, тут же пункт оплаты – проезд почти через всю страну (до Дубровника ещё 200 км) обошёлся в 171 куну (чуть больше 1000 рублей). Минут 20 по горным серпантинам и здравствуй Адриатика, будем знакомы! Выезжаем на Jadranska cesta – дорогу вдоль побережья с замечательными видами. Немного поплутав непосредственно на побережье (точных GPS-координат не было), подъезжаем к нашему дому и благополучно паркуемся во дворе. От дома до дома – 2850 км.

Подробно описывать времяпрепровождение в Хорватии смысла нет, наверняка, оно имеет много общего с остальными туристами. Внимание уделю лишь общепознавательным моментам. Июнь – идеальное время для тех, кто не любит толпы туристов и жару. На наших пляжах всегда было свободно, хочешь ложись в тени кедров, хочешь под солнцем. Ещё отмечу тишину на пляже – нигде не играет музыка (только в кафешках у пляжа, но там она тихая и для фона), никто не орёт в рупор, зазывая на экскурсию по морю или покататься на банане, словом – нет характерного пляжного гвалта.
 

Хорватские берега

Такого чистого моря я не видел нигде! Характерным показателем чистоты морской воды является наличие морских ежей, у нас под балконом их было много-много, а вот на пляже их единицы, видимо, излишнее внимание детей заставляет их забираться куда поглубже. Вообще, морские ежи представлялись мне куда в более грозном и агрессивном виде, чем оказалось на самом деле. Ежа можно спокойно держать в руках, они почти не шевелятся и их иголки не такие уж острые. Дети на пляже, во всяком случае, их таскали в руках туда-сюда без каких-либо проблем. Наступать, да, наверное, не стоит :)Ежей прекрасно видно в воде, так что если смотреть под ноги, то наступить риск минимальный, тем более, что на пляже, как я уже говорил, их почти нет. Пляжи в Хорватии в большинстве своём галечные, поэтому заход в воду недолгий из-за этой самой гальки – топтаться по ней босиком некомфортно, лучше как можно быстрее окунаться и плыть. Можно купить тапки для купания (40-50 кун), я не покупал, мне и без них неплохо плавалось. Нельзя не отметить кедры, которые словно специально нависают над пляжем, создавая тень для защиты от солнца, под ними лежать в дневную жару особенно хорошо, сочетание хвои и моря в воздухе – это просто отвал башки! :)  Все водные развлечения присутствуют: у небольшого пирса «оазис», стенды с фотками/ценами и пр. Цены: банан – 40 кун/чел., парасэйлинг (парашют) – 180 кун (вдвоём – 250, втроём – 320), водные лыжи – 120 кун. Это то, чем пользовались, на остальное не помню.

Питались в основном дома, но все равно обошли кое-какие местные кафешки/ресторанчики. Везде вкусно, качественно и, я бы сказал, недешево. Ну, это критерий субъективный. Кстати, цена на пиво у них во всех ресторанах практически неизменная – 14-15 кун (90 руб.). В среднем, ужин на двоих с пивом обойдётся вам в 200 кун (1200 руб.).

Я уже упоминал о травившем переднем колесе. Ещё по дороге в Хорватию осмотр колеса подтвердил предварительный диагноз – в колесе торчал гвоздь. Несколько дней в течение отдыха я проблемой не занимался, было откровенно лень, к тому же машиной мы пользовались нечасто, а когда пользовались, то я просто подкачивал колесо компрессором. В итоге подкачивать надоело, и мы отправились в Макарску. Заехали в один из придорожных шиномонтажей, показали колесо тучному хорватскому автослесарю. Тот сказал: «Ок!» и удалился. Через минуту вернулся в щипцами, толстым шилом и какой-то колбаснёй. Не снимая колеса, выдернул щипцами гвоздь, шилом разработал дыру в колесе и шилом же загнал колбасню в неё. Вуаля! На всё про всё три минуты. Подкачал компрессором колесо и на мой вопрос «хау мач?» набрал на своём мобильном телефоне цифру 100. Однако! 600 руб. за 3 минуты работы. Ну, не торговаться же, в конце концов. Платим, уезжаем.

Там же, в Макарске, двумя днями ранее заехали на автомойку. Бесконтактных моек мы там не увидели, мылись «вручную». 50 кун. (300 руб.)

 

Поездки

Сплит.

В Сплит мы отправились на следующий день после приезда – в воскресенье во второй половине дня. Цель была закупиться продуктами в каком-нибудь крупном супермаркете и немного осмотреть город, всё-таки крупнейший город на побережье. Многое перед поездкой дал нам интернет, но вот один важный момент мы все-таки пропустили – все магазины Хорватии работают в воскресенье до 14:00! Облом-с. Уже позже мы выяснили, что этот закон пролоббирован был партией консерваторов при поддержке церкви. К слову, недавно в новостях промелькнула информация, что Конституционный суд закон этот отменил, поэтому как там сейчас – не знаю. Покатавшись по городу в надежде найти что-нибудь работающее, едем домой. Осмотрели город из машины, там же, в Сплите увидели первых  хорватских полицейских – это была засада с треногой в конце длинной улицы. Мы ехали не спеша, поэтому, пообщаться не удалось ;) Возвращались другой дорогой, дабы разнообразить маршрут – симпатичная и живописная двухполоска провела нас по горным массивам (спасибо навигатору). В Омише остановились у банкомата, с уличных лотков купили фруктов, а заодно полакомились вкусными буреками (подобие осетинских пирогов с мясом/сыром).

Острова Хвар и Брач, пляж «Золотой Рог»

 В один из будних дней к нам на пляже подошёл молодой человек с проспектами и предложил однодневную поездку по островам Хвар и Брач на корабле. Маршрут нарисовался такой: Промайна-Йелса(о. Хвар)-Бол (о.Брач)+купание на пляже «Золотой рог»(Zlatni Rat)-возвращение назад. Время: с 9 до 18. В дороге был обещан «пикник» – рыба, вино, соки. Стоимость: 160 кун. (~1000 руб.). Острова посетить очень хотелось, ну а на кораблике, да ещё и с «пикником», – самое то! Взяли время на обдумывание, пару дней спустя у него же оплатили «бронь» – всего 40 кун за всех, остальное непосредственно перед отплытием, которое было назначено на пятницу в 9:15 от пирса, что в 100 м от нашего дома. Сам кораблик довольно вместительный, двухпалубный, места хватило всем, никакого аншлага не наблюдалось. Всего народу было человек 100-120. Временные отрезки такие: 2 часа до о.Хвар (город Jelsa), там стоянка 1 час, потом часовое перемещение на о.Брач (Bol), во время которого т.н. «полдник», на втором острове в нашем распоряжении были 3 часа, которые можно было посвятить купанию на пляже Золотой Рог, затем отплытие домой (2 часа) с полной версией «пикника» ;) В баре на палубе в наличии напитки и лёгкие закуски (орешки/чипсы). Бар платный. Всю дорогу до о. Хвар потягиваем пивко.

о. Хвар. Городок Jelsa ничем примечательным не запомнился, закупили сувениров, дежурно обошли пару улиц, легко перекусили в пекарне. Далее держим путь на о. Брач, принесли полдник – глубокую тарелку с мелкой рыбкой-фри с черным хлебом + стакан вина на человека. Вино почему-то было красным. Ну да ладно. Опасения, что это и есть весь «пикник», к счастью, не оправдались. Весь путь между островами можно было развлекаться, кидая остатки еды чайкам – довольно внушительная стая, сопровождала наше судно и ловила еду прямо на лету. Прикольно!

о. Брач. Пришвартовываемся в г. Бол и двигаем на пляж. Вот он, вроде близко, рукой подать, но чисто визуально впечатление обманчиво. В итоге дорога в один конец занимает добрых 40-45 минут. У пирса предлагают водное такси на пляж – небольшие морские трамвайчики, мы не поехали – думали баловство, чё тут идти? На деле весьма удобная штука, вот только, сколько стоит, не знаю. Сам пляж на картинках и открытках смотрится гораааздо красивее, чем на самом деле. Лично я до последнего надеялся, что он песчаный (исходя из названия). Нет – обычная галька, тот самый рог у пляжа довольно хорошо продувается, поэтому толпы виндсерферов не вызывают удивления. Тут уже довольно шумно – галдят молодые немцы и немки.(немецкая речь слышится чаще других). Купаемся, загораем, времени-то у нас совсем ничего – чуть больше часа, назад ведь ещё идти. На обратном пути докупаются магниты/тарелки, грузимся на корабль, очень хочется уже чего-нибудь и поесть. Все время стоянки корабельные коки не сидели сложа руки, и, через минут 10 после отплытия нам начинают разносить рыбу-гриль, салаты и вино, на нашем столе красуется уже 1 л красненького ;) Не знаю, видимо, в Хорватии к рыбе принято подавать красное. Вино, кстати, очень вкусное. Народ с аппетитом поглощает еду, пустую бутыль вина тут же меняют на полную, кто не наелся, может подойти к стойке и взять себе ещё рыбы/салата. Музыка становится громче, настроение лучше, прибываем домой в отличном настроении, сытые и довольные. Если кто будет в тех местах – лодка называется BIBE, в городках есть рекламные плакаты, наверняка встретите представителя на пляже, на борту корабля нарисована даже инет-ссылка – www.bibe.hr, но по-моему сайт не работает. Общая оценка экскурсии – рекомендую!

Национальный парк «Биоково». (N43 15.464, E17 04.838)

 Ехать от Промайны всего-то минут 20. Въезд в парк платный (35 кун с человека), при въезде плакаты «Drive at your own risk!». Езда действительно непростая, поначалу две машины ещё разъезжаются, потом же разъезд возможен только с помощью карманов, интервал между которыми составляет в среднем 100 м. Лично для меня парк уникален тем, что на самую вершину горы можно заехать на машине. Штурм вершины, кстати, занимает больше часа езды! Высота: ~ 1800 метров. Друзья мои – это того стоит! Виды с вершины потрясающие, но водитель нужен опытный, при неумелом вождении убиться там – дело нескольких секунд. С вершины, кстати, отчётливо виден свежий автобан. Ехать туда лучше в будний день (разъезжаться реже придётся) и с утра пораньше, пока небо не заволакивают испарения с моря (для качественного фото). На спуске сделали пару остановок, облазили какой-то геологический разлом и пофоткались на смотровой. В парке есть пешеходные маршруты, знаки и указатели в наличии. Если нет желания топтать туристические тропы и ограничиться автоподъёмом на вершину, то посещение парка займёт примерно полдня.

Дубровник.

 

Замечательное историческое место, которое стоит обязательно посетить. Туристическая Мекка Хорватии. От нас до Дубровника было ровно 200 км, по автобану решено было не ехать, лучше насладиться видами с дороги по побережью. Дорога живописна, но нетороплива, обгоны затруднены, поэтому путь занял почти 3 часа. Примечательный момент возник на границе с Боснией. У меня в голове почему-то отложилось, что транзитная зона в Боснии находится на пути между Хорватией и Черногорией. Ну, вот уверен я был в этом, хотя карту неоднократно смотрел. Короче, паспорта мы не брали. Никто не вспомнил, что по дороге в Дубровник мы проезжаем Боснию. Уже увидев соответствующие знаки о приближающейся границе, у меня закрались сомнения – а пустят ли? Транзит по Боснии я представлял себе в виде транзитной зоны – одна дорога, отбойники, никуда не свернуть и т.п. На самом деле это обычная дорога и вы можете углубиться в Боснию куда вам захочется (или нет?). На границе все как у больших – знаки «Стоп!», пограничники. Хорватские погранцы взглянули на номера, и сделали жест рукой – проезжайте, боснийцы тут же, метрах в 30, подошёл один и задорно спросил: «Are you going to Dubrovnik?». «Yes, yes!» – услышал он наш ответ. «Ok! Go.» Вот и всё прохождение границы! Ни паспортов, ни досмотра – гуляй, рванина! Мы в Боснии, здесь зона валюты евро, непривычно, проезжаем какой-то городишко, на заправке вижу цену на 95-й – 1.70 euro (!!!) 75 рублей за литр! Охреневаем, едем дальше, всего боснийский участок километров 20.

В Дубровнике следуем по указателям на старый город, при подъезде видим указатели на парковку в виде подземного гаража, сворачиваем, паркуемся. До Старого города минут 10 по ступенькам вниз. Народу много, русская речь уже привычна. Вход в Старый город бесплатный, а вот за удовольствие полазить по его крепостным стенам нужно заплатить 50 кун (300 руб.). Сразу скажу, что больше в Дубровнике мы нигде и не были, посещение этого главного места заняло у нас целый день. По стенам можно обойти весь Старый город по кругу, фотоаппарат при себе иметь обязательно. Внутри куча кафешек, магазинчиков, остаток времени проводим за покупками сувениров.

Обратно решили ехать тем же путем (а не по автобану), потому как хотели остановиться в сельхоз долине близ города Опузень, чтобы закупиться фруктами. Место это примечательно тем, что земля в дельте реки отличается исключительным плодородием. Но вот опять граница. Хвост из трёх машин, симпатичная девушка проверяет… паспорта. Очередь доходит до нас, открываю окно, сразу по-английски начинаю ей рассказывать, что паспортов у нас с собой нет, когда ехали «туда», у нас их не спрашивали, одновременно протягиваю ВУ. Девушка настойчиво повторяет: «Passport!». Опять рассказываю тоже самое. Она берёт ВУ, обходит машину, смотрит на номера и уходит в будку, отъезжаем в сторонку и ждём. Появляется мужчина, видимо, старшОй смены, первый вопрос мне: «Do you speak English?». Утвердительно отвечаю, далее наш диалог (на англ.):

- Где ваши паспорта?
- Дома.
- А где ваш дом?
- В Братуше.
- А почему паспорта в Братуше?
- Мы не знали, что они будут нужны, поэтому не взяли. Когда ехали «туда», у нас их никто не спрашивал.
- Это граница! Здесь нужны паспорта! В следующий раз не забудьте паспорта!

С этими словами он протягивает мне ВУ и удаляется. Занавес! Сажусь в машину, уезжаем. Живо представил себе на его месте украинских пограничников – брррр… :)

В долине уже почти не осталось торговцев фруктами, но пару мест всё-таки порадовали нас наличием оных. Останавливаемся, закупаемся. Тут же нам впаривают ракию местного разлива, бойкая продавец-женщина живенько достает мизерные пластиковые стакашки и разливает по 5 капель ракии и вина. Уговаривает меня попробовать, отказываюсь, мотивируя тем, что я за рулём. Тут же от неё узнаю, что с нового года в Хорватии допустимый уровень алкоголя – 0,5 промилле. Везде в интернете и путеводителях – 0,0 промилле. Пробовать все равно отказываюсь, но бутыль ракии таки покупаю (40 кун). Чуть позже я уточнил, что в Хорватии действительно допустимый уровень – 0,5. Изменение связано со вступлением Хорватии в Евросоюз в 2009 году. Домой приезжаем уже затемно. День добавил новых впечатлений!

Плитвицкие озера.

 

Эту достопримечательность обмусолили в рунете уже все кому не лень. Смысла описывать сами озёра и парк я не вижу. Это надо увидеть! Остановлюсь лишь на полезных, надеюсь,  моментах. Во-первых, от нашего дома у моря до озёр было 300 км. 220 из них пришлись на автобан. Уложились в 3 часа. У парка два основных входа (Ulaz), заходить лучше в Ulaz #1 (N44 54.304, E15 36.678), так как маршрут осмотра будет тогда  последовательным (только вперёд). Припарковать машину не проблема. Парковка платная (~8 кун/час), паркомат выдает на въезде жетон. При выезде нужно сначала дойти до будки парковщиков и оплатить парковку, сам паркомат деньги/карточки не принимает. Парковщик вернет вам жетон и, опустив его в паркомат, можно выехать. Схема оплаты ясна не всем, поэтому находятся люди, которые подъезжают к шлагбауму и только потом начинают вникать в процесс. Выезд уже, разумеется, перегорожен, начинается движение задом, отправка жён в кассы оплаты и т.п. веселье.

Вход в парк стоит 110 кун (~670 руб.). Запас питьевой водой необходим – прогулка будет долгой и весьма утомительной. На стенде при входе предлагается на выбор несколько маршрутов. Дойти до конечной точки ST4 получится часа за 4.  Купаться в парке запрещено. Перекусить в кафешках на территории парка можно будет примерно в середине маршрута, у пристани корабликов (точка Р3). Рядом с кафешками большие длинные столы под открытым небом. Экономные туристы приносят еду с собой и утоляют голод там же. Рядом с кафе есть и туалет. Входные билеты выбрасывать не нужно, их нужно предъявлять для посадки на пароходик (между Р3 и Р2, Р2 и Р1). По парку курсирует автопоезд, так что обратный путь будет не таким утомительным. Единственное неудобство, так это то, что автопоезд не доезжает до Ulaz #1 метров 500. На выходе закупаемся сувенирами/водой и двигаем домой.

По дороге домой на заправке в середине пути, пока я отмывал лобовое стекло от мошки, подошёл работник заправки в комбинезоне, увидел российские номера и с фразы: «О! Россия!» заговорил по-русски (с акцентом). Стандартные вопросы – откуда, куда, как долго ехали, где отдыхаете, как водичка в море и т.д. Приятный мужичок, лет 35-37, сам хорват, в России никогда не был, но в школе изучал русский и очень любит Россию, мечтает там побывать. Расспрашивал как жизнь в Москве, дорого ли, потом вспоминал свои познания в русской литературе и сразил меня наповал, когда начал наизусть читать С. Есенина «Белая береза под моим окном…». Так и стояли мы где-то посередине хорватского автобана у бензоколонки, я застыл с открытым ртом и губкой для мытья стёкол в руках, а хорватский заправщик читал мне Есенина. Потом была «Катюша», мне уже приходилось подпевать, потому как он забывал слова, рассказ о том, что далматинские девушки очень хороши, отличить их можно по жгуче черным волосам и глазам, лучшее место для знакомства с ними – Народная площадь в историческом центре Сплита. В конце разговора он немного запнулся, а потом выпалил: «А, вспомнил…. НУ, ЗАЯЦ, ПАХАДИ!!». За сим мы расстались, я под впечатлением ехал до самого дома. Вот такие они – простые хорватские парни-заправщики :))

Рафтинг
Узнав о наличии данного вида развлечений, решили опробовать, тем более, что рядом – минутах в 20 езды от дома. Созвонились, договорились о месте и времени встречи (в 9 утра у магазина ждёт микроавтобус). Стоимость – 200 кун с человека. Сплав идёт по реке Цетина, занимает 3 часа, маршрут протяжённостью ~10 км. Это был мой первый опыт рафтинга, поэтому не могу ничего сказать о сложности маршрута, пороги были, но не такие уж ужасные, риск перевернуться был минимальный. Было одно место, в котором  народ высаживали на берег (200 м пёхом), а инструкторы проходили большой порог в одиночку. Ну что сказать, мне понравилось! Занимает пол дня, пробуждает аппетит, даёт хорошую физическую нагрузку. С группой на маленьком каноэ впереди идёт фотограф, потом можно нарезать себе диск с фотками (выборка только с вашими физиономиями), обойдётся вам диск в 100 кун. Поразило как много в Хорватии курят. Даже инструкторы, с виду спортивные молодые парни, на каждой остановке (перерывы по 5-7 минут) дружно затягивались сигаретами. Процент курящих инструкторов стремился к сотне.

Дорога (назад)

Все хорошее когда-нибудь кончается. Закончился отдых и у нас. В понедельник 22 июня уже на работу. Обратный маршрут мы разнообразили просмотром двух европейских столиц – Загреба и Будапешта. Выехали в пятницу утром 19 июня, до Загреба доехали за 4,5 часа, припарковались на подземной парковке и пошли гулять по маршруту путеводителя. Сразу скажу, что для осмотра исторического центра города 1,5-2 часов хватит. Смотреть особо нечего. Выезжаем в сторону Будапешта часов в 15, там у нас забронирован отель Hid 3* (бронировали накануне в интернет-кафе в Макарска), ночь мы проведём в Будапеште. Отель рекомендовать не буду, нам не очень понравилось, по моему мнению, отель нуждается в капитальном ремонте, косметический ему мало помог. Переночевать – можно, 38 евро/дабл, есть, кстати, русские каналы (ОРТ, РТР-Планета). От Загреба до Будапешта автобан, 350 км пролетели незаметно, уже часов в 19 мы парковались у отеля. Граница Хорватия-Венгрия – 10 минут. Вечер проводим в милом ресторанчике недалеко от отеля, на летней площадке, дегустируем, опять же, местное пиво и блюда. Наличие меню на английском – приятная неожиданность.

20.06. – Будапешт. Столица Венгрии нам понравилась ещё по дороге «туда», из окон автомобиля. Широкий Дунай, архитектура города, виды, все было супер и половины дня (как было у нас) на осмотр – ничтожно мало. Парковка в Будапеште стоит отдельного внимания, так я ещё никогда не парковался. На подземной парковке подъезжаешь к воротам, ждёшь, когда они открываются, заезжаешь в кабину, ставишь машину строго по специальной колее (за этим смотрит парковщик) и все. Дальше выходишь из кабины, а твой автомобиль уезжает куда-то в недра земли.  Взамен паркомат выдаёт тебе только красненький пластиковый кругляшок. Парковщик ещё и антенну предварительно отвинтил.

Вышли у церкви св. Иштвана, внутри очень красиво, можно делать фото, слышится русская речь. Под конец обзора наблюдаем красивую церемонию венчания. Далее галопом – цепной мост через Дунай, фуникулёр, Королевский дворец, со смотровой дворца весь Будапешт как на ладони. Фоткаемся, спускаемся и спешим к машине, нас поливает несильный дождик, впереди ещё шоппинг. Недалеко от нашего отеля, накануне, был замечен огромный молл (ARENA PLAZA), едем туда, выделяем 3 часа и погружаемся в мир шмоток. :)  Зары, манги, H&M’ы и прочие торговые бренды отнимают у нас чуть больше запланированного времени, вскоре перекусываем там же фаст-фудом и в районе 18 часов выезжаем домой. Впереди заключительный рывок в Москву через Словакию, Польшу и Беларусь.

О границе Словакия-Венгрия напоминают пограничные постройки – будки, транспортные коридоры, необычно проезжать все это в гордом одиночестве и без остановок. В словацком Кошице заезжаем в полюбившийся нам супермаркет TESCO, затариваемся чешским и словацким пивом (2 ящика). Тут уже зона евро. Места в машине уже решительно не хватает, пиво буквально распихиваем по багажнику. Впереди Польша.

Дорога становится все извилистее и извилистее. Польша встречает нас дождём и дорожными колеями (залитыми водой). Ехать абсолютно некомфортно, машину приходится левым бортом пускать по разделительной, чтобы не словить аквапланирование в колее. Трафик на удивление плотный, обгоны затруднены, лишь под утро, при приближении к границе с РБ, колейность и трафик стали меньше. На границе утром мы были одни.

Польские погранцы, открыв багажник, и увидев плотность вещей, россыпь пива, явно не горели желанием это разгребать. Мы, кстати, тоже. Спросили, сколько алкоголя везём, честно ответили, что два ящика пива и несколько бутылок вина. Далее осмотр подкапотного пространства, долгое оформление CASH REFUND (минут, наверное, 20). Белорусов прошли быстрее, те же вопросы про алкоголь, поинтересовались также суммой покупок шмотья. На выезде доброжелательная тётя продала нам транзит. КПП перестраивается, возводятся монументальные административные здания, транспортные коридоры и т.п.

Только успели доехать до Бреста, как нас в состояние реальности вернули белорусские гайцы – на радаре одного из них красовались цифры 86 км/ч. Засада на АЗС в Бресте. Время – 6 утра. Сажусь в машину «к старшему» и начинаем искать компромисс. Зная о серьёзной борьбе с коррупцией, ничего не предлагаю, согласен идти законным путём, т.е. составить протокол. Нарушение, меж тем, тянет аж на 800 российских рублей (не помню точно, сколько в белорусских). Наличности у меня почти нет, тем более белорусской. Предлагает поехать поменять на КПП. Интересуюсь, как мне это сделать без ВУ? Не находит что ответить. Беру инициативу в свои руки и предлагаю оплатить штраф в российских рублях, а они сами съездят потом и поменяют. Согласны!  :)  500 рублей их устраивает, вдогонку получаю рекомендацию не превышать более, чем на 30 км/ч – штраф в районе 3500 российских рублей.

Далее выехали на М1 и до границы РБ-РФ добрались без приключений. Только один раз прямо на трассе остановил гаец (без машины и без радара!), и пожурил за то, что превышаем на 12 км/ч. Неожиданно! (с)

Граница РБ-РФ без остановок, в Смоленской области я ещё раз попался на радар, теперь уже было 103 км/ч в населённом пункте. Ехал за группой летевших спонсоров, но остановили меня одного. Спорить не стал, был уже утомлён, за согласие с нарушением получил «всего» 1000 руб. штрафа, вместо обещанных поначалу 1500.

К дому подъехали часам к 18 воскресенья, успев миновать пробки. Путешествие закончено!

Пройдено: ~7000 км. 

Бюджет

Административные затраты (на 4 чел.):
Дом
– 1600 евро;
Бензин – 550 евро;
Ночлег в Венгрии (туда) – 100 евро;
Ночлег в Венгрии (обратно) – 76 евро;
Визы – 140 евро;
Гринкарта – 72 евро;
Мед. страховки – 40 евро.
Оплата дорог:
- Венгрия (туда-обратно) – 10 евро;
- Хорватия - 72 евро;

Суммарные административные затраты (на 2 человек) составили  1330 евро.

Индивидуальные затраты
Еда, рестораны, экскурсии, шоппинг, сувениры и т.п. стоили чуть более 1000 евро (~45 000 руб.) на 2-х человек.

Итого
Поездка на двух человек обошлась нам примерно в  103 000 руб.

В заключение

Хорватия – замечательная страна!

Если вы там не были, обязательно посетите этот природный уголок Земли. Там есть на что посмотреть, там живут замечательные люди. Сочетание гор, чистейшего моря, солнца и отдыха – что ещё нужно для счастья?  :)Мы обязательно туда вернёмся и посетим всё то, что не успели посетить (в т.ч. соседнюю Черногорию). Удобный безвизовый въезд в скором времени исчезнет, не за горами Шенген (2010-2011 гг.), а это виза со всеми вытекающими. Так что, поторопитесь!

 

Автор отчета Halfback
 

На главную   
    

   Сергей и Марина Харины (Зайцелюб) © 2007-2009

Яндекс цитирования