Часть 3
Красная Горка -
голубинские пещеры - Пинега - Кимжа - Мезень - Погорелец - Ратонаволок -
Зачатье
Отрезок трассы от Белогорского до Пинеги, безусловно, самый живописный
на всём нашем маршруте. Первую половину пути дорога идёт практически по
берегу реки Пинега, временами пробираясь через редкие деревушки.

Далее, горным серпантином проходит по краю Пинежского заповедника.
Временами, от возникающих за окном картинок гористых перевалов и зимнего
леса захватывает дух.

В этом месте от водителя требуется особое внимание. Во многих местах, в
т.ч. перед слепыми поворотами, проезжая часть крайне заужена. Так что
чрезмерно разогнавшись, например, на подъёме есть вероятность встретить
в лоб идущий на спуск Урал-лесовоз.


На крутых поворотах и спусках/подъёмах дорога подсыпана песком или
шлаком. Наблюдали забавную технологию посыпания. К началу крутого
подъёма подъезжает гружёный лесовоз. Водила останавливается, берёт ведро
и лопату и идёт в гору пешком, проверяя трассу. В верхней точке перевала
заранее заготовлена куча сыпучего материала. В случае необходимости
водила на время превращается в дорожного рабочего и сам готовит себе
трассу для проезда.
Справедливости ради стоит сказать, что вышеописанными красотами Пинеги
мы любовались уже на обратном пути, т.к. первоначально указанный участок
дороги мы прошли вечером в полной темноте.
Не доезжая 15 км до Пинеги, свернули по указателю на гостиничный
комплекс “Красная горка”. Здесь у нас был запланирован ночлег. Красная
горка место чрезвычайно интересное. Во-первых, это самая высокая точка
Архангельской области. В хорошую погоду отсюда открываются исключительно
живописные виды на окрестные леса.

Во-вторых, комплекс расположен на территории бывшего Красногорского
Богородицкого монастыря. Основанный в 1603г. монастырь известен тем, что
его любил посещать находившийся в ссылке в Пинеге бывший фаворит царевны
Софьи Алексеевны князь Василий Васильевич Голицын, в пору расцвета
своего могущества в конце 17в. имевший неограниченные полномочия и
фактически определявший политику российского государства того времени.
После смерти в 1714г. Василий Голицын был похоронен на территории
монастыря.


Развалины монастырского храма являются грустным напоминанием о том
далёком времени. Братскому корпусу повезло больше: он восстановлен и
теперь в нём размещается гостиница.

Цена номера, как нам показалось, явно завышена: двухместный стандарт
обошёлся в 3,600р с ужином и завтраком. Вероятно, объяснением этому
является наличие единственной в округе горнолыжной трассы, оборудованной
бугельным подъёмником. Постояльцев оказалось достаточно много, причём не
только архангелогородцев. На стоянке были замечены автомобили с
вологодскими и даже ярославскими кодами регионов. Судя по экипировке – в
основном любители горных лыж. Гостиничные номера достаточно просторные,
чистые и, что немаловажно зимой, наличествует горячая вода. Но вот
заправить чистое постельное бельё при уборке номера персонал гостиницы
почему-то считает излишним барством (возможность сделать это
предоставляется самим постояльцам).
Кормёжка осуществляется в столовой на первом этаже этого же здания
(назвать заведение рестораном как-то не получается). Меню – комплексное,
вариантов выбора нет. На ужин, например, потчивали рыбой с макаронами.
Так уж получилось, что предыдущий перекус случился у нас ещё в Малых
Корелах, поэтому скромных размеров порции лишь раззадорили аппетит. Наш
вопрос на предмет возможности получить добавку за дополнительную плату
неожиданно вогнал официантку в ступор. После продолжительного совещания
на кухне был вынесен вердикт: возможна лишь яичница-глазунья!!! Выбирать
не приходилось, и на том спасибо.
На следующее утро в плане поездки значился бросок до конечной точки
маршрута – Мезени, поэтому хотелось выехать пораньше. Однако выяснилось,
что в 10 утра есть возможность сходить на 2-х часовую экскурсию в
карстовую пещеру. Это было не по программе, однако грех было
отказываться от такой возможности.
Вообще, пещер в окрестностях Пинеги несколько. Нас повели в ту, что
находится недалеко от туркомплекса “Голубино” (7 км по трассе назад в
сторону Белогорского). Местные предприимчивые товарищи ненавязчиво
приватизировали природный объект, обнеся вход заборчиком, и теперь
сшибают денюжку с любопытных туристов: 600р за вход (для проживающих в
гостинице – 300р) + 300р за подменную одежду. Сразу вспоминается
незабвенное произведение Ильфа и Петрова, тем более, что и название
очень созвучное.

Ну да ладно, портить себе отдых размышлениями на тему особенностей
российского бизнеса совершенно не хотелось, тем более, что окружающие
красоты быстро заставили переключиться на позитивную волну.





Спящая мышь

Закончив со спелеологической составляющей нашей поездки, мы поспешили
дальше по трассе на северо-восток. Через 10 мин. домчались до Пинеги.
Когда-то этот населённый пункт имел статус уездного города. Теперь же
Пинега – всего лишь большое село, а районный центр переместился в
Карпогоры. Какие-либо архитектурные достопримечательности замечены не
были. На въезде и выезде из села расположены две современного вида АЗС
(Роснефть и Лукойл соответственно). На первой - имелся в наличии и 92-ой
и 95-ый бензин, на второй – только 92-ой.
Через 4 км после Пинеги – развилка: направо – Карпогоры, налево – Кулой
и Кимжа. От этой развилки до реки Мезень 140 км. И всё это расстояние
трасса проходит по совершенно диким местам. Пара-тройка
лесозаготоводческих посёлков (судя по указателям), находящихся где-то в
стороне от дороги. И это всё. Какой-либо придорожной инфраструктуры нет
в принципе. Мобильной связи тоже нет. В процессе первого прохождения
этого участка нам навстречу попалось около десятка автомобилей – в
основном, УАЗы-буханки и Газели. Было это в середине дня. Назад, на
следующий день, возвращались около 10 часов утра. На всём протяжении
участка встретили лишь одну!!! машину и ту лишь на подъезде к пинежской
трассе. Невольно закрадывалась мысль, о том, что ежели, не дай бог,
какие проблемы с машиной, куковать тут в ожидании помощи можно довольно
долго.
Но если не впадать в меланхолию, то всё остальное вполне позитивно.
Большая часть дороги в основном ровная и прямая, что временами позволяло
придавить на газ.

По обеим сторонам – красивейший зимний лес.

Временами трасса пересекала обширные участки замёржзших болот.

До Кулоя идёт старый участок дороги.

Дальше - новое шоссе, сданное в эксплуатацию два года назад.

Уже на подъезде к реке Мезень сердце тревожно ёкнуло при виде таблички
“Конец объекта строительства”. К счастью, всему причиной оказалась
забывчивость (а может – своеобразный юмор) местных дорожных строителей.
По льду переехали речку Кимжа (летом здесь понтон). Сразу после неё –
поворот в сторону одноимённой деревни.
Кимжа – место уникальное. Деревня, известная с середины 16в, до
настоящего времени сохранила облик и планировку старинного поморского
поселения, а многие местные жители до сих пор живут в избах, которым уже
по 150-200 лет.
Зимний северный день короток, поэтому экскурсию по деревне решили
отложить на следующее утро. Пока же, договорившись о ночлеге в гостевом
доме, мы выдвинулись в сторону крайней точки нашего маршрута города
Мезени.
Вернулись назад на трассу и через 1км подъехали к ледовой переправе
через реку Мезень.

Выехав на противоположный берег, оказались на шоссе Мезень-Лешуконское.

Судя по звуку шин, подо льдом здесь вновь появился асфальт.

Световой день поджимал, поэтому дальше гнали уже не останавливаясь.
Дорога идёт строго на север, то выскакивая на берег Мезени, то опять
углубляясь в лес. Снова форсировали какую-то речку. И вот впереди
наконец показалось то место, которое так долго манило нас своей
недоступностью.

Мезень оказалась на удивление оживлённым городком. Жизнь в нас.пункте,
расположенном в одном из самых глухих уголков Архангельской области и
лишь недавно получившем всесезонное наземное сообщение c “большой
землёй”, представлялась как-то иначе. Если бы при въезде в Мезень
навстречу нам вышел бы, например, медведь, мы бы, наверное, не сильно
удивились. В реальности всё оказалось совсем не так и на “медвежий угол”
здесь нет ни малейшего намёка. На улицах весьма многолюдно, наличествует
немалое число продуктовых и промтоварных магазинов. Есть мобильная связь
(Мегафон). В застройке, кроме превалирующего частного сектора,
встречаются типовые пятиэтажки, что усиливает городской имидж Мезени.

В городе неожиданно много машин. Естественно, основную долю местного
автопарка составляет транспорт повышенной проходимости: УАЗы всех
мастей, “Нивы” и “Нивы” c приставкой Шеви, а также китайские Grate Wall.
Но много и одноприводных, в том числе различных корейских Шевроле, Рено
Логан, стареньких Пассатов. Была замечена даже одна Волга Сайбер.
Словом, Мезень живёт наперекор суровому климату, территориальной
удалённости, финансовому кризису и прочим напастям. И нет в её облике
ощущения заброшенности и безысходности, что очень часто встречается в
иных малых городах.
Каких-то эксклюзивных исторических достопримечательностей в Мезени нет.
Проехав насквозь через весь город по центральной улице с громким
названием Советский проспект, на северной окраине упёрлись в будку со
шлагбаумом и такой вот надписью.

Всё, дальше дороги не было, можно возвращаться назад.
Путём опроса местных жителей обнаружили в городе три точки общепита (два
кафе и столовую). Увы, но одно из заведений вообще не подавало признаков
жизни, а два других к 16 часам уже оказались закрыты. Задерживаться в
Мезени далее не имело смысла и мы двинули в обратный путь.
Миновав поворот на переправу у Кимжи, проехали ещё около 20км по трассе
в сторону Лешуконского до деревни Погорелец. Известная с середины 16в,
деревня живописно расположена на холмистой местности на высоком берегу
реки Мезень и со всех сторон окружена красивейшим хвойным лесом.

Здесь также сохранились отдельные образцы крестьянских поморских домов.

За околицей в поле стоит Предтеченская церковь (1898г.), а ещё дальше у
самого леса – две старинные мельницы-столбовки. К сожалению, быстро
сгустившиеся сумерки не позволили нам запечатлеть панораму этого
архитектурного комплекса. Подойти поближе мы также не смогли. Каких-либо
тропинок в поле замечено не было, а протестированная высота снежного
покрова однозначно свидетельствовала об абсурдности идеи добраться туда
по целине.
Деревня выглядела совершенно безлюдной, однако наше появление не
осталось незамеченным. Очень скоро к нам сбежалась целая свора местных
барбосов. Дело в том, что на Мезени в сёлах не принято огораживать
придомовую территорию, и собаки в основной своей массе свободно
разгуливают по всей деревне. Аналогичную картину мы потом обнаружили и в
Кимже. Чрезмерной агрессивности псы не проявляли, однако своим всё
усиливающимся лаем явно намекали на нежелательность нашего дальнейшего
пребывания на их территории. Долго уговаривать себя мы не заставили и,
усевшись в наше транспортное средство, отправились назад в Кимжу.
Ночёвка в Кимже оставила незабываемые впечатления. Гостевой дом
представляет собой настоящую поморскую избу постройки средины 19в.

Из благ цивилизации – только электричество от установленного в деревне
генератора, да недавно проведённый телефон (мобильная связь
отсутствует). Отопление естественно только печное,

еду готовят тоже с помощью печки.

Вода – из рукомойника, туалет (пардон) – дырка в полу в холодной
хозяйственной части, отгороженная перегородкой. Короче, ощущения
непередаваемые.
Испытать сиё удовольствие можно за 500руб. с носа, включая завтрак.
За вечерним чаем разговорились с хозяйкой о буднях деревенской жизни. В
каком-то журнале довелось прочесть, что мол большинство жителей Кимжи до
сих пор, как и в старину, живут натуральным хозяйством. Это конечно
журналистская выдумка. На самом деле всё натуральное хозяйство
ограничивается посадкой картошки. Скотину практически никто не держит.
Да и зачем, когда всё необходимое есть в деревенском магазине. Процесс
товарно-денежных отношений правда весьма своеобразен. Продукты местным
отпускаются большей частью под запись в долг. Когда появляются деньги
долг или его часть гасится и всё начинается по новой. Касательно
занятости – ситуация та же, что и в большинстве аналогичных мест
российской глубинки: те кто посмекалистей – подались в город, порукастее
– трудятся в местном леспромхозе, остальные – перебиваются разовыми
заработками, либо живут за счёт стариков-родителей. Пенсионеры – это
особая уважаемая категория в Кимже. С учётом стажа и всех северных
надбавок получаемая пенсия составляет от 8 до 12 тыс.руб. Весьма
значительная, по деревенским меркам, сумма. А главное, выплачивается она
регулярно, что автоматически относит местных жителей пенсионного
возраста к категории обеспеченных граждан. Ну и как при таком раскладе
не помочь нуждающимся родственникам.
С общественной жизнью в Кимже полный порядок. Клуб вот отремонтировали.
Теперь в нём проводит занятия кружок художественной самодеятельности. По
праздникам даже на гастроли выезжает в соседние сёла. После нескольких
лет бездействия вновь открылась начальная школа. Сейчас в ней аж 3
ученика. В одном из домов организован музей крестьянского быта.
Что же касается открытия всесезонной трассы во внешний мир, то тут у
деревенских нет пока единого мнения. С одной стороны, это туристы и,
следовательно, возможность дополнительного заработка, с другой,
появление чужаков здесь воспринимают настороженно: неизвестно что за
нравы и привычки привнесут в устоявшуюся деревенскую жизнь жители
далёких городов.
Всё-таки деревенский дом – это вещь: так крепко как этой ночью в Кимже
мы не спали ни разу в течение нашей поездки. С утра пораньше отправились
на экскурсию по деревне.
Кимжа расположена на высоком берегу одноимённой реки. Летом речные
берега, образованные красноцветными песчаниками, имеют выраженный
красный цвет. Говорят – выглядит очень красиво.

Жилая застройка Кимжи – это добротные поморские избы 19-нач.20в
постройки. На многих домах до сих пор висят красные звёздочки,
напоминающие о сельчанах, не вернувшихся с полей Великой Отечественной.


В традиционной северной избе жилая и хозяйственная части находятся под
одной крышей.

Чем больше хозяйственная часть, тем более зажиточная семья проживала в
доме.

Традиционное украшение изб на Мезени – оленьи рога. Этим выражалось
почитание оленя, культ которого, наряду с конём был очень распространён
в окрестных районах.

“На парковке” у одного из подворий.

В местном клубе бурлит культурная жизнь деревни

Визитной карточкой Мезенского района являются ветряные
мельницы-столбовки. Мельничный амбар с жерновами устанавливался на
врытый в землю столб, окружённый бревенчатым срубом. За наклонное бревно
“воротило” верхнюю часть мельницы поворачивали в соответствии с
направлением ветра. Обычно такие мельницы ставили в поле на окраине
села. До революции в Кимже было 10 ветряных мельниц, теперь осталось
только две.

Отдельного упоминания заслуживают мезенские обетные кресты. Обычно
ставились они по обету, т.е. в благодарность богу за чудесное спасение в
опасные для жизни моменты, либо за излечение от тяжёлой болезни.

В их появлении как нельзя лучше проявилось сочетание обычаев
христианской религии и отголосков языческих верований, традиционно
имевших сильные позиции на Мезени.
Некоторые из сохранившихся крестов до сих пор являются объектами
поклонения местных жителей. Например, этот огромный обетный крест на
берегу Мезени в километре от Кимжи.

Установлен в 1887г купцом Савиным “в память о спасении от утопления в
реке Мезень”.
Главной же достопримечательностью Кимжи, которую мы стремились увидеть в
первую очередь, по определению является пятиглавая Одигитриевская
церковь (1709г.) - выдающееся произведение культового деревянного
зодчества редкого типа – «шатёр на крещатой бочке». Увы, но здесь, как и
в Нёноксе, нас ждало жестокое разочарование. Храм предстал перед нами
вот в таком виде.

Ещё в 2001г. началась масштабная реконструкция церкви. Завершение работ
планировалось к 300-летию храма. Ну а дальше, как в известной присказке:
“Хотели как лучше….” Сейчас все работы прекращены, и объект находится в
замороженном состоянии. Очень хочется надеяться, что финансирование в
ближайшее время всё-таки возобновится, и эта жемчужина Русского Севера
не будет окончательно утрачена.
На этом, собственно, основная часть плана нашей поездки оказалась
выполненной. Предстоял путь домой. Погода была изумительная. Сразу
вспоминалось знаменитое: “Мороз и солнце, день чудесный…”.
Стартовав из Кимжи по абсолютно пустой трассе, с дозаправкой в Пинеге,
через 4 часа были уже в Белогорском. Чтобы не делать крюк через
Архангельск ушли по указателю на Усть-Пинегу и через 55км, форсировав по
льду Сев.Двину, вышли на М8 в районе Холмогор.
Окрестности Усть-Пинеги изобилуют восхитительными природными
ландшафтами.
Скалистые береги реки Пинега.

Переправа через Двину

На посошок мы оставили осмотр двух архитектурных объектов в окрестностях
Емецка.
Первый - в селе Ратонаволок (Погост), остатки т.н. “тройника” (две
церкви и колокольня). Несмотря на близость к трассе, дорога туда немного
запутанная. В Емецке, при движении со стороны Архангельска, нужно
повернуть направо перед мостом через речку Емца и около километра ехать
прямо. Далее, главная дорога уходит правее, а налево - поворот на
второстепенную (висит знак “Уступи дорогу”). Ехать прямо по этой
отворотке до реки. Ратонаволок – на противоположном берегу.
Увы, храмовый комплекс мы застали в плачевном состоянии.

Каменная церковь Николая Чудотворца (19в) лежит в руинах. От колокольни
остался только остов. Держится пока только Петропавловская церковь
(1727г).

Вернулись на М8. Через 5 км. после выезда из Емецка в сторону Вологды
стоит указатель на село Зачатье. Здесь находятся две церкви, видные даже
с трассы: каменная Дмитриевская (1895г), построенная на месте
одноименного деревянного храма, и более древняя Никольская (1687г.).

Правда древней Никольскую церковь можно назвать весьма условно. За
долгую историю существования храм неоднократно перестраивался, горел от
удара молнии, восстанавливался и, наконец, в 1909г. был полностью
разобран за ветхостью, а затем возведён заново по предварительно снятым
лекалам.

Сейчас Никольская церковь закрыта, а в Дмитриевской, находящейся в
состоянии вялотекущего ремонта, проходят службы.
Заночевали в Вельске. Вероятно, это оптимальное место для ночлега при
организации в щадящем режиме вылазок из Москвы в Архангельскую губернию.
В Вельске, несмотря на относительно небольшие размеры города и
отсутствие каких-либо достопримечательностей, как минимум 4 приличного
уровня гостиницы.
На этом можно было бы и закончить повествование о поездке, если бы не
неприятный эпизод, приключившийся с нами километров за 30 до Ярославля.
В ясную погоду на прямом открытом участке трассы пошли на обгон фуры,
которая неспешно катила за каким-то тихоходом. В момент, когда мы
поравнялись с задним колесом тягача, трейлер неожиданно включил левый
поворотник и резво пошёл на обгон. Сигналить было уже бесполезно.
Пришлось спасаться в придорожном сугробе, который на наше счастье
оказался достаточно рыхлым. Кроме того, за счёт припорошенной обочины
удалось значительно погасить скорость. Короче, обошлось без последствий
как для пассажиров, так и для машины. Но увязли мы крепко.
К чести дальнобоя, он остановился и прибежал к нам с извинениями и
предложением помощи. Якобы не заметил нас в зеркало заднего вида.
Ехавший за нами и видевший произошедшее Пасфайндер с архангельскими
номерами тоже остановился, слегка съехав на обочину. Поняв, что его
помощь не потребуется, мужик было собрался уезжать и тут же ближним к
обочине боком сам закопался в снег, сев на днище. Полноприводный
внедорожник беспомощно вращал колёсами, но не мог сдвинуться с места и
на пару десятков сантиметров.
С помощью фуры наш Хёндай выдернули достаточно быстро. А вот с Ниссаном
пришлось повозиться. Но хорошо всё, что хорошо заканчивается. В 21.00
под радостные возгласы пересекли МКАД.
Будьте осторожны, господа, и удачи на дорогах.
Назад
Оглавление
Автор отчета
краевед