Хайль, Ландсберг!
Как уже повелось, затемно мы приехали в Ландсберг на Лехе.
Надо сказать, что было несколько стремных моментов, когда выданная
нам навигацией дорога в центр пошла по довольно крутым узким
улочкам. Все бы ничего, если бы не гололедица и постоянное ощущение,
что еще чуток, и мы так и выкатимся как на санках с горки, поперек
движения, на радость любителям играть в салочки на колесах. К
счастью ощущения так и остались всего лишь ощущениями.

Благополучно добравшись до центра, остановились у собора Вознесения
Девы Марии. Здесь же на стоянке обратили внимание на туристический
план с рекомендуемым маршрутом осмотра. Паркомат принимает только
определенные монеты, которых у нас не оказалось. Остановив
проходящую мимо девушку, экспроприировал у нее нужный металл и
заодно спросил, сколько времени займет предложенное на стенде турне.
Барышня сказала, что часа нам вполне должно хватить и, в общем,
оказалась права.

Городок показался очень живописным. Красивая набережная Леха,
оригинальная каскадная плотина, городской музей на противоположном
берегу в свете прожекторов. Старая ратуша, Главная площадь, здание
книгохранилища и ярмарка, с непременной кружечкой горячего вина у
елки. Каналы с водяными мельницами, башенные городские ворота. Сиди
и пиши картины дни напролет.

Видимо только с тоски, что не может насладиться всей этой красотой,
некий ефрейтор Шикльгрубер, «гостящий» в местной кутузке после
неудавшегося переворота в Мюнхене, накидал здесь свой программный
опус «Майн Кампф». Время было позднее и мемориальную табличку «Здесь
сидел Адя» искать не стали, а прикинув, что успеваем еще сегодня
добраться до Фюссена, не мешкая, выехали из Ландсберга.

Игрушка странного короля.
Ближе к 10 вечера добрались до деревеньки Хоэншвангау близ Фюссена.
Собственно именно эта деревня, точнее два замечательных замка,
Хоэншвангау и Нойшванштайн и были нашей конечной целью на
Романтической дороге.

На въезде заметили указатель с многообещающим названием Romantic
Pension Albrecht, время позднее, не до поисков, свернули,
постучались. На стук вышла пожилая женщина, хозяйка заведения и
предложила нам на выбор 2 номера на разных этажах, отметив, что с
балкона верхнего открывается лучший вид на Нойшванштайн. На том и
сошлись. Оставив вещи в номере, поехали поискать, где бы нам
поужинать. На автобусной остановке заметили информационный центр с
большим табло, на котором, помимо прочей полезной информации,
лампочками отражается информация о наличии свободных мест в
ближайших отелях, для нас уже не актуально, но в следующий раз мы
первым делом подъедем сюда. Еще чуть дальше кассовый павильон, где
продают билеты в замки. В конце деревни перед живописным альпийским
озером Альпзее (что собственно так и переводится) большая
автостоянка с нависающим над ней ярко-желтым в свете прожекторов
замком Хоэншвангау.

Поснимали и вернулись в замеченный по пути ресторан отеля Мюллер,
однако, подошедший метрдотель огорчил, сказав, что кухня уже не
работает, разве что, если попить чего. Попить, оно, конечно, никогда
не мешает, но хотелось бы еще и поесть. Метр заметил, что в деревне
мы уже ничего не найдем, а вот если поискать счастья в Фюссене, то
там выбор богаче и, по крайней мере, присутствует какая-то пиццерия.
Втопили тапок в пол, но погнали не в Фюссен, а в Швангау и, через
пару км, не доезжая до деревни, увидели в чистом поле симпатичный
отель Kurhaus Schwangau с рестораном. Машину на стоянку под елками с
лампочками и бегом внутрь. Ресторан пустой, занят только один
столик, за ним колоритная компания во главе с мужиком, сильно
смахивающим на Хагрида из Хогвартса. Подошел официант, очень
приятный и учтивый пожилой господин, сказал, что у нас есть шанс
здесь поужинать, но только если мы поторопимся, поскольку повар
уходит через 15 минут. Долго уговаривать нас было не надо.

В заказе блюд и напитков целиком положились на обслуживающего нас
дяденьку. Тот, спросив, что мы будем пить, посоветовал только что
привезенное бочковое пиво из Ульма, заметив, что не пожалеем. Не
пожалели, впрочем, как и по всем остальным рекомендованным позициям.
Так как кухня закрывалась, то основные блюда нам подали чуть раньше,
чем мы закончили с супчиками, которые, о чудо, оказались в вечернем
меню. Наш официант принес нам дополнительный столик со специальной
нагретой металлической плитой на подставке, на которую и поставил
все принесенное, дабы не остывало. В общем, шарман и лепота, все как
в лучших домах. Вкусно, уютно, интеллигентно и при этом, совсем
недорого.

По дороге домой с удачной точки сняли светящийся в ночи Нойшванштайн
с огромным диском полной Луны, будто бы специально подвешенным над
ним - просто сказка! В номере еще пара снимков с балкона и спать.
Утром, позавтракав, поспешили за билетами. Оказались у павильона
первыми, но за пару минут до открытия касс подошло несколько
китайцев и одна из китаянок тут же влезла передо мной вплотную к
дверям всем видом демонстрируя, что с этого момента здесь первая
она. С отсутствием у китайцев понятия очередности сталкивался и
ранее и все равно не перестаю удивляться той бесцеремонности, с
которой они это спешат продемонстрировать. Брать на себя
неблагодарный труд объяснить барышне некоторые понятия европейской
культуры посчитал пустой тратой времени.

В кассе за 17 евро с человека взял билеты в оба замка,
предварительно посоветовавшись с кассиршей в какой
последовательности и на какие сеансы нам оптимальнее всего пойти. С
сеансами все строго. Проход в замки осуществляется без человеческого
участия, через автоматические вертушки и строго в соответствии с
указанным на билетах временем и номером экскурсии. Последний
загорается на табло над турникетами. Так что если опоздал,
апеллировать можно только к железяке.

Экскурсии идут на разных языках, но это не особо важно. На входе
каждому дают аудио-гид, в том числе и на русском, а функция
экскурсовода, по большому счету, заключается в том, что он следит за
порядком и включает всем со своего пульта нужную дорожку для
конкретного места.

Первым у нас в программе стоял замок Хоэншвангау, идти до него от
автостоянки пешком минут 5-7, но допускаю, что если двигаться задом
наперед, то можно потратить и заявленные в буклетах 20. Как вариант,
предлагается доехать до него на конной повозке, однако, желающих
немного. Мы с удовольствием и не напряжно поднялись по дорожке к
замку.

Время до начала экскурсии скоротали в сувенирном магазине, где среди
разнообразных лебедей, от копеечных пластиковых до дорогих с
использованием драгматериалов, можно найти достаточно оригинальные
фенечки, стилизованные под аксессуары того времени. Лебединая тема
здесь повсюду.
Сейчас уже и не важно, какое название, от какого пошло, но тем не
менее, рядом с замком на берегу «Лебединого озера» Шванзее
раскинулась «Лебединая деревня» Швангау. Сам замок Хоэншвангау, в
чьем названии, как не трудно догадаться, слово «лебедь» или «шван»
по местному, так же присутствует, был воздвигнут в 30-х годах 19 в.
в качестве летней резиденции и охотничьего домика для семьи короля
Максимилина II на «Лебедином утесе», на месте одноименной старинной
«Лебединой крепости» Шванштайн. Все это великолепие вместе с еще
одним альпийским озером, убеленными горными вершинами и плоскими
просторами, расчерченными дорогами, словно меридианами, создает
поистине завораживающий пейзаж.

Естественно «лебединая» тема продолжается и внутри замка в виде
фонтана во дворе, темы оформления интерьеров и отдельного зала,
посвященного лебединому принцу Лоэнгрину. Герои германской
мифологии, романтика окружающего ландшафта, театрализованные
рыцарские турниры и прочие затеи, которые устраивал в Хоэншвангау
Максимилиан II, оказали сильное влияние на мировоззрение его сына,
будущего короля Людовика II. Отождествляя себя с ранних лет с
лебедем Лоэнгрином, не в меру впечатлительный юноша решил
переплюнуть папашу и отстроить сказочный дом, что, к его чести, и
претворил в жизнь в виде замка Нойшванштайн на скале напротив
папиной крепости.

Влюбленный в музыку Рихарда Вагнера, часто гостившего в Хоэншвангау,
Людовик, вновь построенный замок предоставил в его полное
распоряжение. Злые языки, имея в виду столь трепетное отношение к
композитору, а так же весьма странную и загадочную историю
неудавшейся женитьбы Людовика, говорят, что предметом его
влюбленности была не только музыка. Что, мол, и Петр Ильич пришелся
бы здесь очень ко двору, опять же не только как создатель
«Лебединого озера». Впору, и впрямь задуматься, может с лебедями
что-то не так. :)

Ну, да ладно с ними, с пересудами. Как бы то ни было, мы в
результате имеем возможность любоваться настоящим воплощением
детских образов романтических средневековых крепостей с высокими
неприступными стенами и острыми готическими шпилями, пронзающими
небо. Хоэншванштайн выглядит как театральная декорация, что и не
удивительно, учитывая, немалый вклад в его создание театрального
художника Кристиана Янка. И сколько бы ни говорили, что «новодел»
Нойшванштайна более средневеков, чем настоящие средневековые замки,
именно его образ нещадно эксплуатируют киносказочники по всему миру.
Именно к нему стремятся такие массы туристов, что в разгар
туристического сезона очередь в замок растягивается на полкилометра,
а билеты в кассах заканчиваются уже к полудню.

После Хоэншвангау у нас был достаточный запас времени, чтобы не
сильно торопиться, поэтому мы еще походили и поснимали вокруг. К
Нойшванштайну решили доехать на конной повозке. Цена в 5 евро с
человека не показалась слишком высокой в сравнении с перспективой
ползти обещанные 45 минут в гору пешком, даже если как здесь
принято, это время сильно завышено. Из прочих вариантов есть еще
шаттл, но в наш приезд из-за гололедицы его отменили.

Гужевое такси добросило нас от отеля Мюллер до стоянки наверху минут
за 20-25, против декларируемых 40. От стоянки до замка еще минут 5.
Здесь же начинается одна из дорожек к Мариенбрюке, мосту, названному
в честь супруги Максимилиана II, королевы Марии. Про мостик над
пропастью и про то, что с него открывается отличная панорама замка,
перед этим читали и очень хотели к нему пройти. Каково же было наше
разочарование, когда увидели, что проход закрыт турникетом и замотан
колючей проволокой.

Поднялись к замку, непосредственно от которого вдоль стен уходит еще
одна дорожка к Мариенбрюке, но здесь заслон оказался еще более
солидным. Неподалеку встретили русскоязычную пару, от которых
узнали, что пара-тройка наших соотечественников, преодолев передовые
заграждения противника, вот-вот выйдет на рубежи. Вскоре из
внутреннего двора замка мы узрели их на мосту.

Надо ли говорить, что мысль повторить подвиг бравых ребят не
покидала меня на протяжении всей экскурсии. Похоже, желание была
слишком жирно прописано на лице, поскольку на меня стал
подозрительно коситься молодой француз с фотоаппаратом и в
дальнейшем постоянно крутился поблизости, стараясь не упустить меня
из виду.
Экскурсия оказалась довольно интересной. Внутренне убранство замка
богато, часто роскошно, и большей частью посвящено романтическим
операм Вагнера. Шикарные залы, мрамор, позолота, гобелены. Замечу,
что в плане технического оснащения строение было достаточно
прогрессивным для своего времени. Передовая система отопления,
водопровод с горячей водой. Так что романтика романтикой, а удобства
тоже никто не отменял…

По окончании экскурсии мы первыми выскочили на улицу, пока весь
народ застрял в сувенирке. Оставив Галю, я быстренько перескочил
заграждения у стены замка и тут же скрылся за поворотом. Стыдно ли
мне было? Честно скажу, нет. Перекрывая дорогу, немцы же заботились
о моей безопасности, а кто ей может распорядиться лучше меня самого?
Галя рассказывала потом, что выбежавший за мной француз, увидев ее в
одиночестве, понял, что проспал финишный спурт, нервно заметался, но
было уже поздно. Преодолеть преграду в одиночку он так и не решился.
Надо сказать, что хотя преодоленная преграда была только первой на
пути, и впереди оказалось еще парочка, все страшные предупреждения о
камнепадах и наледи оказались сильно преувеличенными. Камни на
голову не падали, льда, практически не было, а вот что было, так это
фантастические по красоте виды, открывшиеся по дороге. Панорама с
Хоэншвангау в обрамлении гор и озер просто непередаваемая.

Вышел на мост, не страдая высотобоязнью, все же, положа вибрирующую
руку на парапет, не могу сказать, что испытал исключительно приятные
ощущения, находясь на почти 100-метровой высоте над ущельем Пеллат с
45 метровым водопадом внизу. Хрен его знает, почему дорожки
перегородили, может от того, что доски сгнили и конструкция
проржавела? :) Осмотрелся по сторонам, с моста Нойшванштайн
предстает в полный рост и во всей красе. Немного расстроило, что он
с этой стороны в лесах, но все равно, вид замечательный.

Без проблем вернулся к уже начавшей беспокоиться Гале. Это для меня
пролетело мгновенье, а здесь прошло заметно времени. Кажется, никто
моих маневров и не заметил. В деревню спустились пешком. В
сувенирном магазине, который почему-то обслуживают исключительно
японки, накупили разных безделушек в подарок друзьям и перед
отъездом решили перекусить.

Галя предложила, отправиться в тот же, очень понравившийся нам
накануне ресторан, но я убедил ее, что нам не помешает некоторое
разнообразие. Ошибочка вышла, однако.

Ресторан Schlosshotel Lisl & Jagerhaus, в который мы зашли, стоит
как раз в начале подъема к Нойшванштайну. Толпы туристов, в том
числе и организованные группы, заходящие сюда, видимо вконец
разбаловали обслугу. Я все понимаю, много народу, но ждать четверть
часа элементарной подачи напитков это слишком. Расстроила кухня, тем
более, нам было с чем сравнивать. Здесь все оказалось хуже, но зато
дороже. А после того как на вопрос понравился ли нам суп я ответил,
что ничего, но… наша официантка обиделась на это «но» и исчезла
насовсем, вместо нее пришел мужик, который, по крайней мере, стал
бодрее двигаться.

Небольшое лирическое отступление. Слышал не раз, что русским за
кордоном пеняют за прямоту. Мол, там, где европеец тактично
промолчит, наши режут правду-матку. Откуда это мнение идет не знаю,
но знаю точно, что если вы заказали бифштекс прожаренный, а принесли
«с кровью», любой европеец не испытывая никаких сомнений, отошлет
это блюдо обратно на кухню и затребует другое, вне зависимости от
того, было ли принесенное мясо хорошо приготовлено. Помнится в
парижском ресторане, куда меня затащили знакомые девушки, нам подали
вино, которое не покатило, так девушки просто встали и безо всяких
церемоний сказали, мол, не адмирабль тут, погнали в другую таверну.
Замечу при этом, то были рафинированные европейки, интеллигентные,
тактичные и культурные, одна из Лувра, другая из Орсэ. :)
Здесь же, видимо, рассчитывали, что заставив клиента ждать, принеся
ему дорогую и невкусную еду, должны от него в ответ услышать, что
все было замечательно и получить хорошие чаевые в конце. Мне
кажется, что это один из тех не редких случаев, когда европейцы
почему-то ожидают от русских того, чего в аналогичной ситуации не
готовы дать сами.
Закрывая тему с этой столовкой, замечу, что не понравилось фирменное
пиво Konig Ludwig Dunkel. Однако, здесь претензии не к ним, пробовал
его потом и в других местах, вкус тот же, просто мне оно не покатило
совсем.
Ну да ладно, проехали. Не самые восторженные впечатления от обеда
тут же улетучились на берегу удивительного по красоте Альпийского
озера, дорожку к которому для нас и для всех остальных с утра
расчистил аккуратненький и чистенький трактор.

|